Абсолютное большинство неудачных пусков "Протонов" за последние пять лет происходят именно из-за разгонного блока "Бриз" Разработан он, как и ракета-носитель, центром имени Хруничева, а его двигательную установку изготавливает воронежское Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ) имени А.М. Исаева
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Абсолютное большинство неудачных пусков "Протонов" за последние пять лет происходят именно из-за разгонного блока "Бриз"
www.khrunichev.ru
 
 
 
Разработан он, как и ракета-носитель, центром имени Хруничева, а его двигательную установку изготавливает воронежское Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ) имени А.М. Исаева
www.khrunichev.ru
 
 
 
Проблема с двигателем разгонника "Бриз-М" известна специалистам центра имени Хруничева уже более шести лет, но устранить ее окончательно не удается, поэтому она периодически проявляет себя
www.khrunichev.ru

Гендиректор Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева Владимир Нестеров, руководству которого предрекали отставки после провального запуска двух спутников связи в ночь на 7 августа, судя по всему, не стал дождаться наказания и написал заявление об уходе. Как сообщил "Интерфаксу" в среду источник в аппарате правительства, на основании заявления готовятся соответствующие нормативные документы.

Сам центр ранее в этот день опубликовал на своем сайте опровержение того, что его средства выведения на орбиту виновны в 30-40% аварий в российской космической отрасли. Он привел "реальную статистику", в противовес данным, мелькнувшим накануне в сообщении "Интерфакса".

В нем, ссылаясь на источник во властных структурах, агентство информировало, что после последней неудачи гендиректор ГКНПЦ Владимир Нестеров, скорее всего, лишится должности. Ближе к концу, после перечисления прежних аварийных пусков, начиная с потери трех спутников "Глонасс-М" в декабре 2010 года, шла такая фраза: "По статистике, от 30 до 40% аварий в российской космической отрасли пришлось на средства выведения разработки и производства центра имени Хруничева".

- Источник: ЦУП не смог по плану скорректировать орбиту МКС

На самом деле, с 2008 года и по сегодняшний день ракеты-носители производства ГКНПЦ запускались 61 раз, и неудачных пусков было всего пять. Четыре произошли с ракетой-носителем "Протон" и один - с "Рокотом". При этом сами ракеты-носители во всех случаях отрабатывали штатно, аварии же случались на этапе работы разгонного блока. Четыре из пяти аварий произошли с разгонником "Бриз" и одна - с блоком ДМ, сообщается на сайте центра.

Иными словами, абсолютное большинство неудачных пусков "Протонов" за последние пять лет происходят именно из-за разгонного блока "Бриз". Разработан он, как и ракета-носитель, центром имени Хруничева, а его двигательную установку изготавливает королевское Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ) имени А.М. Исаева. Гендиректор КБХМ Владимир Петрик, как сообщал "Интерфакс", также входит в "расстрельный список" лиц, ответственных за аварию 7 августа.

При этом уже на следующий день после этой неудачи близкий к расследованию источник в ракетно-космической отрасли заявил агентству, что проблема с двигателем разгонника "Бриз-М" известна специалистам центра имени Хруничева уже более шести лет, но устранить ее окончательно не удается, поэтому она периодически проявляет себя.

Напомним, в ночь на 7 августа ракета-носитель "Протон" должна была вывести на орбиту два спутника связи "Экспресс МД2" и Telkom-3, но те в итоге попали на нерасчетную орбиту и превратились в космический мусор. Несмотря на то что Telkom 3 спустя неделю после запуска все же вышел на связь, его целевое использование невозможно. По мнению специалистов, примерно через полгода обломки аппаратов упадут на Землю, возможно - на территории России.

Аварийный разгонник может взорваться в космосе, оставив облако металлических обломков

В среду, однако, появилось еще одно предположение: аварийный разгонник "Бриз-М", находящийся на нерасчетной орбите, может перегреться и взорваться, оставив после себя облако металлических обломков. Такую вероятность не исключает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

"Разгонный блок не выполнил до конца программу полета, поэтому в нем осталось около половины из первоначальных 20 тонн топлива. Трудно сказать, к чему это приведет, но не исключено, что от перегрева солнечным светом топливо может взорваться", - сказал он "Интерфаксу".

По его словам, такие случаи уже были в истории мировой космонавтики. Чаще другой космической техники на орбите взрываются третьи ступени ракет, входящие в атмосферу с остатками топлива. Как пояснил Эйсмонт, при штатном завершении работы разгонного блока из него стравливаются остатки топлива, но в случае аварии этого не происходит: "В этом случае с разгонным блоком может произойти все что угодно".

У "Бриз-М", отметил ученый, предусмотрено обеспечение теплового режима, но не на длительный срок. Создать же режим теплозащиты, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону разгонного блока, не получится, поскольку нет возможности им управлять, рассказал Эйсмонт.

Он не исключил такие варианты развития событий, как детонация топлива от перегрева или возгорание легковоспламеняющегося топлива в случае нарушения герметичности бака. Направление разброса обломков разгонного блока при взрыве будет зависеть от многих условий, и сказать, на каком расстоянии от места детонации рассеются обломки, не представляется возможным.

В то же время специалист Института космических исследований РАН исключил детонацию аппарата "Экспресс-МД2", поскольку в электрореактивных двигателях спутника используется нейтральный газ ксенон. Он затруднился сказать о возможности взрыва аппарата Telkom 3 в связи с тем, что не знает, какое топливо используется для работы его двигателей.

"Разбор полетов": пока власти только устраивают разносы ракетчикам и друг другу

Августовская неудача со спутниками - уже седьмая по счету с декабря 2010 года, и самое обидное, что произошла она на следующий день после успешной посадки американского аппарата Curiosity на Марс, которую президент США Барак Обама назвал "беспрецедентным технологический подвигом". Естественно, что на этом фоне все говорят о системном кризисе космической отрасли в России, а власти проводят "разбор полетов" и ищут виновных.

Разнос ракетчикам за последнюю потерю устроил 13 августа вице-премьер Дмитрий Рогозин. На следующий день его шеф Дмитрий Медведев провел в своей подмосковной резиденции "Горки" совещание по ситуации в космической сфере и выразил недовольство самим Рогозиным.

"Его не устроило, как были разработаны вопросы, как были подготовлены предложения, - рассказал "Независимой газете" источник в правительстве. - Проблема есть? Есть. Спутники падают? Падают. Значит, надо разбираться в проблеме серьезно. А вместо этого товарищ Рогозин собрал руководителей предприятий, покричал на них, потопал ногами, а материалы к совещанию оказались пустые".

По словам источника, Медведев, посмотрев бумаги, очень резко высказался по качеству подготовки этого мероприятия. Удивлены и в аппарате правительства, добавил собеседник издания: "Не подготовить такое совещание для вице-премьера - нонсенс".

Сам Медведев намерен наказать виновных за космические неудачи, но пока СМИ только гадают о том, чьи головы полетят. Обзор материалов по теме есть на сайте "Заголовки".

Фундаментальные проблемы отрасли видят и ветераны. Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев видит причину в разрушении вертикали управления в отрасли, которая влечет отсутствие ответственности и дисциплины. По его словам, поражены развалом российской космонавтики и иностранцы: "Военные атташе постоянно спрашивают меня: что у вас происходит? Мы у себя экономим на космических программах каждый цент, а вы в России миллиарды долларов выбрасываете в океан".

Центр Хруничева продолжить выпускать "Бриз-М" и "Протон" и после ухода Нестерова

Между тем центр имени Хруничева продолжит производство ракет-носителей типа "Протон" и разгонных блоков "Бриз-М" даже после ухода Нестерова, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник ракетно-космической промышленности.

"Возможный уход с поста руководителя Центра имени Хруничева Владимира Нестерова не означает, что предприятие откажется от производства как разгонных блоков "Бриз-М", так и ракет-носителей типа "Протон". Эти средства выведения составляют львиную долю бюджета Центра, и альтернативной замены этим признанным изделиям нет и не будет в ближайшее время - по крайней мере, до начала регулярных запусков ракет-носителей типа "Ангара", - заявил собеседник агентству.

Он также отметил, что причины последних нештатных ситуаций кроются не в самой конструкции "Бриза-М", а в общем снижении культуры производства на предприятии, и недостаточном контроле за качеством, то есть - в "человеческом факторе".