аньше должность Ройзмана звучала как "глава Екатеринбурга - председатель Екатеринбургской городской думы", а с помощью нового закона парламентарии "отрезали" первую часть. За эту инициативу проголосовал 31 депутат, еще шестеро выступили против
 
 
 
аньше должность Ройзмана звучала как "глава Екатеринбурга - председатель Екатеринбургской городской думы", а с помощью нового закона парламентарии "отрезали" первую часть. За эту инициативу проголосовал 31 депутат, еще шестеро выступили против
© РИА Новости / Павел Лисицын

Депутаты Свердловского законодательного собрания, как и планировали, попытались упразднить должность мэра Екатеринбурга, которую с сентября 2013 года занимает Евгений Ройзман. Должность Ройзмана звучала как "глава Екатеринбурга - председатель Екатеринбургской городской думы", а с помощью нового закона парламентарии хотели "отрезать" первую часть. За эту инициативу проголосовал 31 депутат, еще шестеро выступили против. В результате Ройзман должен был называться главой гордумы, но свердловский губернатор наложил вето на новый закон.

Ройзман раскритиковал действия Заксобрания, напомнив, что должность главы города была введена в 1766 году Екатериной II. "Этой должности в Екатеринбурге четверть тысячелетия. И то, что внесли такой закон, и то, что его сейчас приняли в первом чтении, говорит о неуважении в первую очередь к жителям города, избирателям, потому что они выбирали главу города", - сказал градоначальник в эфире радиостанции "Говорит Москва".

- Расследование дела о клевете в блоге Ройзмана возобновили

По его словам, упразднение должности "говорит о неуважении к традициям, о незнании их, и конечно, это говорит о масштабе личности губернатора Евгения Куйвашева, приезжего человека, незнакомого с местными реалиями". Именно глава региона, подчеркнул Ройзман, инициировал принятие этого закона.

"По нелепости поступков все равно местные депутаты никогда Госдуму не обгонят. Ничего такого не произошло. Даже не понимаю, как этим законом будут пользоваться. Для меня ситуация не меняется, я мэр Екатеринбурга, меня выбирали люди, я остаюсь мэром Екатеринбурга", - добавил Ройзман.

Новый закон он назвал "достаточно нелепым" и при этом "достаточно откровенным". "Этот закон может вступить в силу только после истечения срока моих полномочий в 2018 году", - заявил Ройзман, добавив, что документ "откровенно противоречит" Федеральному закону номер 131 ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Депутат гордумы Сергей Шадрин в свою очередь объяснил, что речь идет о 36 статье этого закона. Она "четко определяет, что высшим должностным лицом муниципального образования является Глава муниципального образования", указал парламентарий, слова которого приводит "Екатеринбург-ТВ".

Свердловский губернатор наложил вето на депутатский закон

Позже Ройзман сообщил в Twitter, что губернатор Свердловской области наложил вето на закон депутатов местного Заксобрания об упразднении должности мэра. "О, как! губернатор наложил вето на закон о Главе города! Сам придумал - и сам же наложил. Все-все, уже никто никуда не идет..." - говорится в микроблоге политика.

Как отмечает "Коммерсант", Заксобрание Свердловской области также лишило мэрию Екатеринбурга права согласовывать проведение митингов и размещение рекламных конструкций. Ройзман является спикером гордумы, а мэрией руководит нанятый по контракту сити-менеджер. С декабря 2010 года эту должность занимает Александр Якоб.

В беседе с "Коммерсантом" один из инициаторов лишения Ройзмана должности мэра коммунист Дмитрий Шадрин объяснил принятый законопроект: "Затопило город, ливневые системы не работают - думают, что виноват Ройзман, но он эти вопросы не решает. Из 50 человек, которые приходят к нему на прием, 49 должны обращаться к главе администрации Александру Якобу".

Другой автор инициативы, единоросс Алексей Коробейников, говорил, что с этой идеей выступили депутаты разных фракций. По его словам, федеральный закон "дает региональным властям полномочия определять с учетом различных особенностей, как будет наименоваться (вне зависимости от способа избрания) мэр: либо "председатель городской думы", либо "глава города".

Коробейников добавил, что парламентарии готовы выслушать встречные предложения, однако, по их мнению, новая формулировка "будет более правильной". "В случае если закон будет принят, функционал и полномочия действующего мэра останутся теми же, ничего не отбирается", - отметил он.

Расследование дела о клевете в блоге Ройзмана возобновили

Тем временем расследование дела о клевете в блоге Ройзмана возобновлено по требованию прокуратуры Свердловской области. "Постановление отменено 19 июня, материалы возвращены в следственное управление Следственного комитета для дальнейшего расследования по уголовному делу", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.

Бывшая сотрудница уральской транспортной прокуратуры Анна Филатова, выступившая заявительницей по данному делу, 19 июня писала на своей странице в Facebook, что в этот день истек годичный срок расследования уголовного дела о клевете, а следствие официально прекращено 31 мая на основании отсутствия в деянии состава преступления.

Старший помощник руководителя СУ СКР по Свердловской области по взаимодействию со СМИ Александр Шульга сообщил, что расследование дела уже возобновлено. "Проводится комплекс необходимых следственных действий", - отметил собеседник агентства, добавив, что в деле пока нет фигурантов.

Осенью 2013 года Октябрьский районный суд Екатеринбурга обязал Ройзмана заплатить компенсацию морального вреда по иску о защите чести и достоинства, который подавала Филатова в связи с публикацией на странице мэра Екатеринбурга в "Живом Журнале".

Истица требовала удаления опубликованной информации, а также компенсации в 1 млн рублей. Иск был удовлетворен частично. Суд обязал главу города удалить из поста часть информации и фотографию Филатовой, а также выплатить компенсацию в размере пяти тысяч рублей.

В декабре Свердловский областной суд оставил без изменений решение Октябрьского районного суда Екатеринбурга. Ройзман заявлял, что готов заплатить штраф и что "пять тысяч - это не самая большая цена за возможность говорить правду".