Издания, пристально следившие за развитием событий, пишут, что так называемого выезда в подмосковный лес, где Бастрыкин якобы угрожал расправой журналисту издания, замглавреда Сергею Соколову, не было. Имел место жесткий разговор возле обочины дороги "В этой связи вспоминается анекдот: "Рабинович, говорят, вас вчера били на станции?" - "Да какая станция! Так себе, маленький полустанок", - написал Александр Хинштейн, известный своим крайне критическим отношением к комитету и его председателю
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Издания, пристально следившие за развитием событий, пишут, что так называемого выезда в подмосковный лес, где Бастрыкин якобы угрожал расправой журналисту издания, замглавреда Сергею Соколову, не было. Имел место жесткий разговор возле обочины дороги
Президент России
 
 
 
"В этой связи вспоминается анекдот: "Рабинович, говорят, вас вчера били на станции?" - "Да какая станция! Так себе, маленький полустанок", - написал Александр Хинштейн, известный своим крайне критическим отношением к комитету и его председателю
Russian Look
 
 
 
Совладелец "Новой газеты" Александр Лебедев, в свою очередь, сообщил в блоге, что информацию о конфликте скрывали неделю, чтобы обеспечить безопасность журналиста
Global Look Press

После того, как странным образом был исчерпан громкий скандал между "Новой газетой" и главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, издания, пристально следившие за развитием событий, пишут, что так называемого выезда в подмосковный лес, где Бастрыкин якобы угрожал расправой журналисту издания, замглавреда Сергею Соколову, не было. Имел место жесткий разговор возле обочины дороги - по сути, у канавы, за которой проглядывала лесополоса. Это подчеркнул, отчитываясь перед журналистами, сам Бастрыкин.

"Была обочина дороги. А вот там, за канавой, был лес. Была обочина дороги. В лес мы не заходили, - цитирует его "Газета.ru". - Летели на одном самолете, сели, значит, в машины и поехали. Мы остановились у обочины - закипело уже. И поговорили. И я принес свои извинения за то, что я сделал и сказал".

- Предупреждавший о скандале депутат вспомнил подходящий анекдот
- Готовится прошение об отставке Бастрыкина
- Чем обернется "Бастрыкин-гейт"

Вот что рассказала "Business FM" главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян - одна из участников встречи руководителей СМИ с Бастрыкиным в четверг: "По поводу выхода в лес было сказано очень коротко: общий смысл, что выхода в лес как такового не было. Был некий жесткий разговор где-то на обочине, это, в общем, и все. Было очевидно, что обе стороны не хотели вдаваться в подробности, они это обсудили без остальных главных редакторов друг с другом, и совершенно было очевидно, что договорились на этом поставить точку, и абсолютно точно к этому уже не возвращаться. Что говорит о том, что, видимо, ничего страшного там не было, с одной стороны, но с другой стороны, что-то такое неприятное все-таки было, но недостаточно неприятное, чтобы продолжать этот скандал для обеих сторон".

"Они помирились, через весь стол протянули друг другу руки, пожали руки и сказали, что инцидент исчерпан, листок перевернут, и мы забываем этот день, день, когда произошел скандал на совещании, и то, что фактически называют "лес". Было понятно, что эти люди разрешили проблему, возникшую между ними, до того, как выйти перед глазами всех главных редакторов", - заключила Симоньян.

Еще один участник встречи, замглавреда газеты "Коммерсант" Глеб Черкасов рассказал в эфире "Коммерсант FM": "Насколько я понимаю, была предварительная встреча Муратова и Бастрыкина, и в ходе нее были обозначены какие-то параметры, которые мы потом увидели. Бастрыкин подтвердил, что он в лесу не был много лет. Они разговаривали на обочине. Остановили машину и решили поговорить".

При этом Черкасов считает, что у Муратова и Соколова были доказательства того, что эта встреча состоялась - на это, видимо, содержится намек в записи в Twitter издателя "Новой газеты" Александра Лебедева: "Все зафиксировали, депонировав в независимых СМИ". "Я думаю, что какие-то основания у них были, поэтому Бастрыкин, в общем, должен был действовать именно таким образом, как он действовал. Это достаточно беспрецедентная штука, не то чтобы такого никогда не было, но я мало могу вспомнить, чтобы так извинялись", - прокомментировал Черкасов.

Предупреждавший о скандале депутат вспомнил подходящий анекдот

Депутат Госдумы от "Единой России", зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, который предупреждал о возможном скандале с Бастрыкиным за несколько дней до публикации письма Муратова, язвительно прокомментировал объяснения главы СК в своем Twitter. "В этой связи вспоминается анекдот: "Рабинович, говорят, вас вчера били на станции?" - "Да какая станция! Так себе, маленький полустанок", - написал депутат, известный своим крайне критическим отношением к комитету и его председателю.

Самому Хинштейну о разговоре Бастрыкина с Соколовым стало известно, поскольку, как он объяснил, "во время ночного рандеву в лесу речь шла и о моей скромной персоне", пересказывает "Газета.ru".

Депутат теперь опасается, что с ним может произойти нечто подобное: "В моем понимании, это, конечно же, не закрывает эту историю. Я разных вариантов событий ожидал, - сказал он "Business FM". - С одной стороны, я рад, что Соколов теперь может свободно ходить по улицам, с другой стороны, теперь и у меня появляются основания беспокоиться за свою безопасность, потому что на этой встрече Соколову Бастрыкин заявил о том, что он так же увозил в лес и меня, так же со мной составлял подобные разговоры. Я все правильно понял, и поэтому заткнулся. Но я, как вы видите, не заткнулся и, значит, могу ожидать такого же вывоза в лес".

Готовится прошение об отставке Бастрыкина, но, как считают, его вряд ли снимут

В свою очередь директор Центра политической информации Алексей Мухин высказал мнение, что Александр Бастрыкин "получил некоторые гарантии со стороны руководства страны, и теперь чувствует себя довольно уверенно, отражая информационные атаки". Он считает, что ситуация, произошедшая между "Новой Газетой" и главой СК, больше всего похожа на ответную реакцию оппозиционной среды на обыски лидеров, организованных следователями.

При этом, как предполагает Мухин, слухи о возможной отставке Бастрыкина не оправдаются, "потому что верховная власть не любит, когда на нее давят, особенно в кадровых вопросах".

Однако прошение об отставке председателя СК уже в пятницу может оказаться в администрации президента, узнала РБК daily, которую в своем обзоре по теме цитируют "Заголовки". Прошение планируют подать правозащитники из Московского гражданского форума.

"Это связано со многими событиями, произошедшими начиная с 6 мая, ситуация с "Новой газетой" - один из важных подпунктов. В обращении мы требуем остановить государственный терроризм, главное требование к президенту - снять Бастрыкина с должности, несмотря на то, что он помирился с "Новой", - сказал изданию участник форума Игорь Бакиров.

Чем обернется "Бастрыкин-гейт"

"Бастрыкин-гейт" оказался очень серьезным стресс-тестом для действующей российской политической системы, делает вывод в РБК daily президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. "Иногда конспирологи рассуждали в том духе, что, мол, многотысячные митинги являются всего лишь инструментом в закулисном торге за состав будущего правительства, но им никто не поверил. А в середине июня все поменялось - протестующие и объекты их протеста вдруг заинтересовались друг другом, пусть и в несколько причудливой форме: противники Бастрыкина увидели в критиках власти серьезный инструмент для попытки смены власти в СК", - пишет эксперт.

Он отмечает еще один важный аспект происходящего. "Война за СК разгорелась меньше чем через месяц после смены министра в другом мощном силовом ведомстве - МВД. Это еще больше запутывает ситуацию в вопросе о том, что оказалось первопричиной последнего конфликта - случайность (разговор у дороги), результаты многолетней работы аппаратных противников Бастрыкина или просто ситуативное изменение расстановки в правоохранительных структурах".

Он заключает, что ситуацию трудно назвать комфортной для имиджа власти. Глава СК рискует наряду с Мутко, Сердюковым, Чуровым оказаться одним из "народных героев", чьи имена быстро станут нарицательными. В случае снижения аппаратного веса руководства комитета кто-то усилится (прокуратура, МВД, ФСБ, отдельные кланы внутри СКР...). Какая же из внутренних группировок в итоге победила, видимо, станет ясно уже после того, как общественный интерес к работе СК снова упадет.

Как развивался конфликт

Напомним, после подозрительно мягкого приговора Сергею Цеповязу - одному из главных фигурантов нашумевшего дела об убийстве 12 человек в кубанской станице Кущевская - Сергей Соколов написал в "Новой газете" критическую статью с резкими выпадами в адрес властей. Бастрыкина и ряд других высоких лиц автор назвал "обслугой бессчетного количества российских цапков" (Сергей Цапок - главарь кущевской банды и организатор расправы. - Прим. ред.).

Возмутившись, глава СК потребовал извинений и пригласил автора с собой на совещание в Нальчик. Там Соколов лично принес извинения за "эмоциональный перехлест", но задал ряд вопросов по сути расследования. Однако Бастрыкин публично и жестко отчитал журналиста и извинений не принял, заявив: "Вы себе позволяете такие слова в общероссийской газете и хотите отделаться такими извинениями? В царское время за это на дуэль вызывали".

А на этой неделе главред "Новой" Дмитрий Муратов выступил в авторской колонке с открытым письмом на имя Бастрыкина, где сообщил тайные подробности того, чем окончилась эта публичная ссора. В ночь на 5 июня, по возвращении в Москву из Нальчика, охрана Бастрыкина вывезла Соколова в подмосковный лес, где глава СК "в крайне экспрессивном состоянии грубо угрожал жизни" журналиста. Тот по соображениям безопасности временно покинул Россию.

В четверг днем Бастрыкин яростно раскритиковал "Новую газету" за ложь, а вечером извинился перед Муратовым за "эмоциональный срыв, который допустил на совещании" в Нальчике. Муратов извинения принял со словами, что "повестка дня в этом режиме исчерпана" и "Соколов может возвращаться в Россию". Совладелец "Новой газеты" Александр Лебедев в свою очередь сообщил в блоге, что информацию о конфликте скрывали неделю, чтобы обеспечить безопасность журналиста.