Заключенный ИК-5 Нижнего Тагила Фарух Бердиев, осужденный за причинение смерти ветерану войны, в получасовом видео рассказал о пытках, которым его подвергали сотрудники колонии в течение шести лет. В ГУФСИН отрицают обвинения, СКР по Свердловской области начал доследственную проверку по изложенным фактам, пишет "Коммерсант".
Местные правозащитники из Межрегионального центра прав человека распространили видеозапись с рассказом Бурдиева, в частности, его опубликовал сайт "Между строк".
Заключенный рассказал, что пытки начались сразу же, как он поступил в колонию в 2010 году, и продолжались в течение шести лет. Его опускали головой в бачок с водой, душили пакетом, надетым на голову и замотанным скотчем, ставили на растяжку на целый день. Чтобы прекратить многочасовое насилие, в 2017 году он вспорол себе живот тупым бритвенным лезвием, но после этого ему завязали глаза и стали зашивать живот без наркоза. Кроме того, по его словам, активисты под контролем надзирателей заставляют заключенных отказываться от оплаты за работу на территории колонии и переводить деньги на чужие банковские карты.
"Хочу сказать, что я не "суицидник", себе я резал живот, чтобы остановить пытки хоть на сколько-нибудь. В случае моей смерти прошу винить вышеназванных людей", - заявил Бердиев, перечислив фамилии конкретных сотрудников колонии, по его мнению виновных в пытках.
Бердиев также рассказал, что во время свидания (за которое родные заранее должны перевести деньги сотрудникам ИК-5) сообщил о пытках и родственники написали заявление в прокуратуру. После чего администрация колонии потребовала от него подписать отказ от претензий.
18+
ИК-5 славится пытками, а СК - отказами в возбуждении по ним уголовных дел
По словам правозащитников, следственные органы уже неоднократно отказывались возбуждать уголовные дела по факту пыток заключенных в этой колонии. Тем не менее в СУ СКР по Свердловской области заявили, что ведомство проводит доследственную проверку по факту видеообращения Фаруха Бердиева. "Доводы проверяют сотрудники следственного отдела по Тагилстроевскому району Нижнего Тагила. Устанавливаются все обстоятельства, проводятся опросы", - заявил официальный представитель ведомства Максим Чалков.
С Бердиевым уже встретилась уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Омбудсмен, по данным "Коммерсанта", собирается проверить все жалобы осужденного на пытки, "а также отследить всю его судьбу от приговора и до нынешних дней".
Местные правозащитники говорят, что история с Бердиевым далеко не единственная. "С 2012 года мы знаем, что в ИК-5 людей пытают, пристегивают наручниками к решетке, буквально реконструируя дыбу, - рассказал эксперт Фонда в защиту прав заключенных Алексей Соколов. - К нам обращались более десятка человек с документами и фотографиями, подтверждающими наличие телесных повреждений, но следственные органы отказываются возбуждать уголовные дела".
Во ФСИН России по Свердловской области заявили сайту "Между строк", что не доверяют информации, полученной от Межрегионального центра прав человека, так как обычно она не подтверждается, но пообещали проверить сведения по Бердиеву. Если изложенная информация не подтвердится, грозят подать в суд за клевету.
Надзиратели напомнили, что в 2016 году распространенная правозащитниками информация о пытках в этой же колонии другого осужденного - Сергея Гореванова - не нашла подтверждения. Гореванов, как и Бердиев, пожаловался членам Общественной наблюдательной комиссии на пытки.
По его словам, надзиратели с применением пыток требовали, чтобы он подписал документы о согласии на применение к нему физической силы и психотропных препаратов, а после отказа избили его, голым закопали в снег и облили холодной водой. В октябре Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга признал эту информацию недостоверной и оштрафовал опубликовавшую ее организацию "Правозащитники Урала".
В начале мая 2017 года сайт 66.ru со ссылкой на правозащитницу Ларису Захарову писал о другом заключенном ИК-5, который в знак протеста вогнал себе под ребра иглу. После этого другой заключенный по указанию медработников несколько часов, разрезав кожу, искал у него эту иглу без наркоза и вне больничных условий, после чего зашил обратно. Через два дня пострадавшего доставили в лечебно-исправительное учреждение N51, но и там ему не смогли помочь. Во ФСИН эту информацию подтвердили лишь частично, отметив, что заключенный находится под наблюдением врачей.
Широкое обсуждение в обществе тема пыток заключенных в колониях получила после рассказа осенью 2016 года о пытках бывшего осужденного по статье о нарушениях правил проведения митингов Ильдара Дадина, отбывавшего первую часть срока в карельской колонии ИК-7. После широкого общественного резонанса Дадина перевели в колонию на Алтай. В конце февраля Верховный суд отменил приговор, активиста освободили. Сейчас он и его супруга Анастасия Зотова ведут активную правозащитную деятельность и публикуют в Facebook информацию о пытках заключенных в разных регионах РФ.