Новые подробности в расследовании дела о рухнувшей под Омском казармы 242-го учебного центра ВДВ, где погибли 24 военных, не проясняют причин трагедии Как отмечает "Коммерсант", изложенная в первые дни после происшествия версия о возможной связи случившегося с проведенным в казарме капремонтом остается у военного следствия приоритетной
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Новые подробности в расследовании дела о рухнувшей под Омском казармы 242-го учебного центра ВДВ, где погибли 24 военных, не проясняют причин трагедии
Reuters
 
 
 
Как отмечает "Коммерсант", изложенная в первые дни после происшествия версия о возможной связи случившегося с проведенным в казарме капремонтом остается у военного следствия приоритетной
© РИА Новости / Алексей Мальгавко
 
 
 
Издание отмечает, что сразу после происшествия Минобороны РФ и "Спецстрой" выступили с похожими заявлениями о том, что капремонт не затрагивал несущие конструкции здания
© РИА Новости / Алексей Мальгавко

Новые подробности в расследовании дела о рухнувшей под Омском казармы 242-го учебного центра ВДВ, где погибли 24 военных, не проясняют причин трагедии. Следователи не могут установить связи между ремонтными работами в здании и его последующим обрушением, поскольку проведение капремонта нижегородской компанией "РемЭксСтрой" нигде не зафиксировано документально.

Как отмечает "Коммерсант", изложенная в первые дни после происшествия версия о возможной связи случившегося с проведенным в казарме капремонтом остается у военного следствия приоритетной. Следователям известно, что подряд на ремонт жилого фонда военного городка N35 в поселке Светлый в 2012 году получило ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое", взявшее на субподряд через свою дочернюю компанию ООО "РемЭксСтрой" из Нижнего Новгорода. Частной нижегородской фирме досталась и десантная казарма, которую она ремонтировала с апреля по декабрь 2013 года.

Издание отмечает, что сразу после происшествия Минобороны РФ и "Спецстрой" выступили с похожими заявлениями о том, что капремонт не затрагивал несущие конструкции здания. Субподрядчику из Нижнего Новгорода, по версии военного ведомства, были доверены лишь не влияющие на безопасность жилого здания отделочные работы, а также перекладка инженерных сетей, замена кровли окон и напольного покрытия.

- Назначена строительная экспертиза, которая поможет следствию

Собеседник издания рассказал, что ведущие расследование сотрудники Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР попытались проверить эти утверждения, но столкнулись со сложностями. Дело в том, что капитальный ремонт казармы вообще не регистрировался в документах.

В частности, глава "РемЭксСтроя" Александр Дорофеев, задержанный по делу о трагедии, по данным следствия, не составил проект запланированных ремонтных мероприятий, хотя проектные работы были заложены в общей смете на ремонт городка. Учитывая отсутствие проекта, контролировать действия строителя было некому и незачем. По крайней мере ремонтируемую казарму не посещали представители авторского, строительного, технического или какого-либо другого надзоров, выяснили следователи.

И все же по завершении ремонта в декабре 2013 года военные приняли объект, хотя официально он и не был введен в эксплуатацию. Затем в отремонтированную казарму заселил своим приказом учащихся десантников второй подозреваемый, арестованный двумя днями ранее начальник 242-го центра полковник Олег Пономарев.

Учитывая то, что пока невозможно установить, какие именно работы в казарме проводил "РемЭксСтрой", в числе возможных подозреваемых, по словам собеседника издания, помимо ремонтников остаются строители здания, возведенного еще в 1975 году, и представители всех эксплуатирующих его в разное время организаций. Последней управляющей компанией в поселке Светлом было ОАО "Славянка", руководители которого сейчас находятся под следствием по обвинению в особо крупных хищениях.

Бывший курсант: казарму приказал заселить не Пономарев

Между тем бывший курсант 242 УЦ ВДВ составил обращение к президенту РФ, главному военному прокурору и Омскому гарнизонному военному суду, в которых просит защитить Пономарева. "В 2013-2014 годах я был курсантом 242 УЦ ВДВ, проходил срочную службу в учебном дивизионе и первом батальоне. Полковник Пономарёв О.Ю. делал всё, чтобы наша часть была элитной, своевременно решал все проблемы, очень уважительно относился как к офицерам, так и к солдатам", - цитирует "Новая газета" документ, направленный военным в прокуратуру.

В петиции, размещенной на сайте Change.org, Глебов утверждает, что начальник учебного центра ВДВ - "настоящий русский Офицер, который взял вину на себя, потому что в его жизни существуют такие понятия, как честь, достоинство, уважение к мундиру, сила слова". В действительности же руководитель УЦ якобы не подписывал приказ о заселении казармы после ремонта.

По словам Глебова, подписи под протоколом поставили шесть человек: должностные лица технических служб Центрального военного округа, эксплуатанта здания - фирмы "Славянка", федерального унитарного предприятия при Спецстрое России, а также замначальника учебного центра Владислав Пархоменко.

Автор петиции убежден, что "полковник Пономарев отнес себя к "соучастникам", потому что лично переживает эту трагедию, потому что он - Настоящий Десантник. Он прекрасно знает сакральное значение тельняшки и голубого берета, десантного братства, поэтому и признал вину".

Глебов напоминает о заслугах Пономарева, который "выполнял задачи в составе МС в Боснии и Герцеговине, в зоне Грузино-Абхазского конфликта, принимал участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Также военный награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и медалью Суворова.

Петиция завершается просьбой разобраться в сложившейся ситуации. "На мой взгляд, отсутствуют основания для содержания в СИЗО и возбуждения уголовного дела в отношении Пономарева О.Ю.", - заключает автор документа.

Назначена строительная экспертиза, которая поможет следствию

Полноценному расследованию в настоящее время препятствует не только отсутствие закрепленных документально сведений о ремонте. Близкий к расследованию трагедии в Омске источник сообщил, что говорить о причинах обрушения пока сложно, поскольку следователи до сих пор не могут даже осмотреть несущие конструкции четырехэтажного здания казармы. Фундамент и пол первого этажа обрушившейся секции все еще скрыты под завалом, который разбирают спасатели с использованием тяжелой техники.

Следователи надеются, что разобраться в техническом аспекте катастрофы им поможет уже назначенная ГВСУ СКР комплексная судебная строительная экспертиза обстоятельств обрушения. Через неделю эксперты обещают огласить свои предварительные выводы. К тому моменту двум подозреваемым уже должны предъявить обвинения.

"Коммерсанту" удалось пообщаться с одним из представителей технической комиссии. Эксперт рассказал, что привлекательное снаружи за счет обшивки разноцветным сайдингом здание казармы на самом деле представляет собой типичный образец строительства из сборного железобетона, принятого в 1970-е годы. По мнению специалиста, нарушить устойчивость такой "коробки" ремонтники, применяющие современный электро- и пневмоинструмент, могли довольно легко. К примеру, они могли повредить арматуру несущего плиты перекрытий ригеля на первом этаже или разрушить место его опоры на стену.

При этом собеседник издания считает актуальной версию о подмыве фундамента казармы дождевой водой в результате нарушения системы стоков с крыши и дренажей по периметру здания. После реконструкции казарма получила взамен традиционной четырехскатной более современный вариант крыши в форме плоской поверхности с бортиками по периметру. Это архитектурное решение предполагает довольно сложную систему гидроизоляции и водоотведения, которая могла быть повреждена при ремонте.

Поздно вечером 12 июля в поселке Светлый Омской области обрушилась часть крыши и частично стены казармы 242-го учебного центра ВДВ. В это время в здании спали 337 военнослужащих. Под завалами оказались 42 человека, 23 из них погибли на месте, остальные были доставлены в медицинские учреждения. В результате число жертв достигло 24 человек.

По факту ЧП возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 293, ч. 3 ст. 216, ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Халатность", "Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ", "Превышение должностных полномочий"). Первым подозреваемым стал начальник 242-го учебного центра ВДВ, где располагалась казарма, Олег Пономарев. Днем позже был задержан генеральный директор нижегородской фирмы ООО "РемЭксСтрой", которая в 2013 году осуществляла ремонтные работы в здании казармы, Александр Дорофеев.

Выяснилось, что компания ООО "РемЭксСтрой", проводившая капитальный ремонт в казарме, сотрудничала с МВД и Минобороны РФ в течение последних лет. На третий день после катастрофы стало известно, что в громком уголовном деле могут появиться эпизоды, связанные с работами, которые "РемЭксСтрой" проводил по заказу внутренних войск Министерства внутренних дел в Нижнем Новгороде и Казани. В июле в нижегородский арбитражный суд к компании были поданы пять судебных исков от 11-го центра заказчика-застройщика внутренних войск по Приволжскому округу.

Эти данные, распространенные СМИ после трагедии, вызвали опасения в обществе. В частности, девушка военного, жившего рядом с рухнувшей омской казармой, составила петицию, обращенную к главе Минобороны Сергею Шойгу с просьбой проверить все здания - и военные объекты, и жилые дома, возведенные компанией "РемЭксСтрой". По мнению автора документа, это могло бы предотвратить подобные происшествия.

Накануне стало известно, что Омская область выплатит по 400 тысяч рублей семьям погибших при обрушении казармы призывников. Кроме того, произошедшее наконец прокомментировал президент РФ Владимир Путин. Глава государства распорядился оказать индивидуальную помощь каждой семье погибших военнослужащих и поднял вопрос о необходимости приемки социально-бытовых объектов Минобороны.