Литовские политики обвиняют Россию в затягивании ратификации договора о государственной границе между двумя странами. Документы, подписанные еще три года назад, никак не могут обрести юридическую силу. Дело в том, что российские законодатели требуют от Литвы гарантий, что после вступления этой балтийской республики в Европейский Союз, она сохранит льготы для транзита через свою территорию грузов и поездок граждан, проживающих в Калининградской области. Литва считает такую постановку вопроса неправомерной. Но для тысяч россиян, которые в ближайшие несколько лет могут оказаться практически в изоляции, проблема стоит очень остро.
Члены Балтийской партии Лопата и Березовский сдали на строительство нового офиса партии по 300 и 500 долларов соответственно. Лидер партии Сергей Пасько, которого 6 лет назад судили за сепаратизм, доволен своими активистами, среди которых, по его словам, теперь есть даже несколько ответственных работников местного ФСБ. Пасько предлагает переименовать Калининградскую область и вступить в Евросоюз на правах ассоциированного члена: "Наше предложение ≈ Балтийская Республика. Предложение наших главных оппонентов ≈ коммунистов ≈ Российская Балтийская Республика. Предложение еще одних оппонентов ≈ социал-демократов, которых здесь тоже немало, ≈ Янтарный Край России".
Вот выдержка из романа, который только что издали в Калининграде и который уже стал модным: "Радиостанции хриплыми голосами передают новости о том, что 350 польских легионеров готовы в течение часа вылететь из Гданьска в Кенигсберг. А посольство в Вильнюсе завалено заявлениями от литовских снайперов". Речь в романе идет о том, что Калининград вновь стал независимым Кенигсбергом.
"Во-первых, нет никакой Калининградской области на самом деле. Есть Пруссия. И все странные вопросы о том, как этот кусок, как вам кажется, кусок России, впишется в Европу, ≈ это собачий бред. На самом деле это Европа, и все. Нет никаких русских анклавов в Европе. Это просто Пруссия! Это просто Европа!", - горячится писатель Вадим Храппа.
На калининградском морском рынке прилавки завалены семгой, угрями и скумбрией. Вся рыба из Польши. Продавцы затрудняются объяснить, почему в балтийском рыбацком городе вся рыба иностранная. Специалисты в рыбном порту это объясняют просто: калининградские моряки ≈ народ смышленый, они продают улов полякам прямо в море. Так российская рыба становится польской.
О том, что хозяин джинсового магазина ≈ бывший офицер-летчик, догадаться нетрудно. После увольнения в запас Александр несколько лет довольно успешно работал челноком. Но теперь собирается магазин продать. Говорит, что устал бороться с местными чиновниками-хапугами: "Я не понимаю самого понятия "свободная экономическая зона". Я не могу до сих пор понять. Свободная экономическая зона предполагает какое-то процветание. На людях это не видно. Как была грязь, так она и осталась. Как были нищие, так оно и осталось".
Совсем скоро Литва и Польша станут полноправными членами Европейского Союза, и Калининградская область, естественно, превратится в островок российской действительности в океане благополучной процветающей Европы. Даже чтобы проехать на фирменном поезде "Янтарь" из Москвы в Калининград, будет необходима транзитная шенгенская виза. И это только одна небольшая проблема в целом ворохе проблем побольше. Закрытие Польши и Литвы ударит по мелкому бизнесу подавляющего большинства калининградцев.
"Водка и сигареты. Чем и живет местное население приграничных районов России и Польши. Это постоянное перемещение через границу, постоянное мотание, закупка сигарет, водки, дизельного топлива, бензина и перевоз в Польшу для того, чтобы продать и просто заработать себе на жизнь", - разъясняет сотрудник таможни Галина Фоменко.
Адмирал Егоров, ставший недавно калининградским губернатором, теперь чуть ли не каждое утро проводит в аэропорту. Десанты чиновников из Евросоюза и Москвы в Калининград стали регулярными. На бесконечных рабочих совещаниях тема обсуждения одна: как убедить Европейский Союз не изолировать область.
История бывшего Кенигсберга полна мифов и загадок. Одну из них сформулировал знаменитый немецкий математик Эйлер: как пройти по семи кенигсбергским мостам, но при этом не пересечь один мост дважды? Эта загадка за 150 лет так и не была разгадана. Похоже, что сейчас появилась еще одна загадка. Но время на ее решение у руководства страны и области сильно ограничено.