Следственный комитет РФ счел визит правозащитников к подследственным "нецелесообразным" Заур Дадаев сообщил им о пытках, которым его якобы подвергали сотрудники правоохранительных органов до отправки в Москву
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Следственный комитет РФ счел визит правозащитников к подследственным "нецелесообразным"
Moscow-Live.ru
 
 
 
Заур Дадаев сообщил им о пытках, которым его якобы подвергали сотрудники правоохранительных органов до отправки в Москву
Reuters
 
 
 
Оппозиционного политика Бориса Немцова застрелили поздно вечером 27 февраля на Большом Москворецком мосту в центре Москвы
Reuters

Следственный комитет РФ, рассмотрев обращение председателя Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаила Федотова по поводу посещения в столичном СИЗО "Лефортово" подозреваемых в убийстве Бориса Немцова, счел визит правозащитников к подследственным "нецелесообразным". Об этом сообщается на сайте СПЧ.

На прошлой неделе глава СПЧ Михаил Федотов сообщил журналистам, что он и председатель комиссии совета по контролю за деятельностью правоохранительных органов Кирилл Кабанов планируют посетить в СИЗО задержанных по делу об убийстве Немцова. Федотов направил соответствующую просьбу руководству СК.

На сайте СПЧ приводятся выдержки из ответа руководителя Главного следственного управления СК, в котором говорится, что расследование дела по факту убийства Немцова в отношении Заура Дадаева, братьев Анзора и Шагита Губашевых и "других лиц" продолжается, "в ходе чего принимаются все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств преступления". "Вместе с тем в настоящее время Ваше совместно с Кабановым К.В. посещение названных лиц представляется нецелесообразным", - отмечается в письме.

"Также сообщаю Вам, что доводы о незаконном применении силы в отношении Дадаева З.Ш., Губашева А.Ш. и Губашева Ш.Ш. будут проверены в установленном законом порядке и им будет дана надлежащая правовая оценка", - говорится в послании главы ГСУ СК.

Напомним, поводом для намерений членов СПЧ посетить фигурантов дела Немцова стал визит в СИЗО членов московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Заур Дадаев сообщил им о пытках, которым его якобы подвергали сотрудники правоохранительных органов до отправки в Москву. После того как в "Московском комсомольце" появилась статья, написанная специальным корреспондентом этого издания, членом ОНК Евой Меркачевой, а на сайте СПЧ был выложен отчет главы комиссии СПЧ Андрея Бабушкина, в СК посчитали их интерес к делу вмешательством в расследование, пригласили на допрос и перевели в статус свидетелей.

В пресс-службе ведомства, комментируя заявления правозащитников, подчеркивали, что никаких заявлений от задержанных не поступало. В случае подачи жалоб в СК обещали тщательно их проверить.

В статье в "МК" сообщалось, что Дадаев в качестве доказательства факта пыток показал правозащитникам следы от наручников на руках и "кандалов" на ногах, синяки и ссадины. Он пожаловался, что до доставки в Москву ему надевали пакет на голову и вынуждали признаться в преступлении: "Все время кричали: "Ты убил Немцова?" По словам Дадаева, он оговорил себя, чтобы следователи отпустили его товарища и бывшего подчиненного Руслана Юсупова, который был с ним в момент задержания. Как сообщил Дадаев, он надеялся отказаться от признания в Москве.

Впрочем, уже на следующий день назначенный государством адвокат Дадаева Иван Герасимов заявил, что к его подзащитному пытки не применялись и он на них не жаловался. Он также подтвердил признательные показания своего подзащитного в причастности к убийству.

В настоящее время по делу об убийстве Немцова проходят пять фигурантов. Суд арестовал до 28 апреля Заура Дадаева, до 7 мая - Шагита Губашева, до 8 мая - Хамзата Бахаева и Тамерлана Эскерханова, а также Анзора Губашева. В убийстве Немцова подозревался Беслан (Бислан) Шаванов, подорвавший себя гранатой при задержании в Грозном.

Кремль: до окончания расследования никаких официальных сообщений по делу не будет

В Кремле во вторник заявили, что до окончания расследования убийства Бориса Немцова никаких официальных сообщений от других ведомств, кроме Следственного комитета, ждать не стоит, передает "Интерфакс".

"Об этом (информировании общественности. - Прим. NEWSru.com) не может быть и речи. Естественно, следствие делает какие-то заявления тогда, когда считает это необходимым", - заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

По словам Пескова, Владимира Путина следователи регулярно информируют о ходе расследования. "Потому что, как вы знаете, следственная группа, собственно, создавалась именно по его указанию", - добавил он.

Новые подробности: фигурантов познакомил экс-командир батальона "Север"

Расследование дела продолжается, и пресса публикует все новые и новые подробности. Накануне стало известно о предъявленном фигурантам обвинении, а СМИ взбудоражило сообщение, что преступление больше не считают заказным - из обвинения исчезла прежняя формулировка "из корыстных побуждений или по найму". Адвокат Дадаева Иван Герасимов сразу же опроверг эту информацию, но пресса настаивает именно на такой трактовке. Обзор статей, посвященных расследованию, во вторник приводят "Заголовки".

Как пишет "Коммерсант", подозреваемым инкриминировали совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 33, пунктами "ж" и "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (пособничество в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти), а также ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).

"Обвинение действительно отличается от тех подозрений, которые раньше выдвигались в адрес моего клиента", - заявил изданию представитель одного из фигурантов дела.

По данным источника "Интерфакса", знакомого с ходом расследования, обвиняемые по делу "отказываются помогать следствию". Он подтвердил, что некоторые из арестованных на допросах пользуются 51-й статьей Конституции РФ и не отвечают на вопросы. "На первоначальном этапе сотрудничал только Заур Дадаев, но сейчас он уже официально отказался от признательных показаний, изменив свою тактику", - сказал источник.

Между тем РБК сообщает новые подробности биографии обвиняемых. Как пишет издание, подозреваемый Тамерлан Эскерханов утверждает, что с главным фигурантом Дадаевым их познакомил в феврале сослуживец Заура, бывший командир батальона "Север" Руслан Геремеев. Как ранее писала пресса, его родственники работают в российском парламенте. По данным "Новой газеты", Геремеев является племянником депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова и сенатора Сулеймана Геремеева. По данным "Росбалта", депутат и сенатор - двоюродные братья. "Коммерсант" писал, что командир батальона "Север" Алибек Делимханов - родной брат Адама Делимханова. По версии СМИ, именно Геремеев мог быть организатором убийства.

Брат Эскерханова Руслан рассказал, что Тамерлан служил милиционером в РОВД Шелковского района. С Геремеевым они познакомились в Грозном. По словам источника РБК, Эскерханов утверждал, что Геремеев познакомил его с Дадаевым в баре "Цинк" на Веерной улице на западе Москвы. На этой же улице в одной квартире жили Геремеев и Дадаев. Эскерханов сообщил, что не общался близко с Дадаевым - виделся с ним всего три-четыре раза.

"Эскерханов отрицает свою вину. Для меня однозначно он этого преступления не совершал", - сообщил РБК его адвокат Дмитрий Ульянов. По мнению еще одной защитницы Эскерханова Розы Магомедовой, у ее подзащитного "стопроцентное алиби", подтвержденное видеозаписью - за пять минут до убийства Немцова он находился на работе в клубе.

По данным газеты "Известия", Заур Дадаев продолжает настаивать на своей невиновности. Адвокат Дадаева Иван Герасимов рассказал изданию, что его подзащитный оказался неприхотливым человеком. Он лишь попросил доставить ему в СИЗО свой личный Коран, оставленный дома. Никаких других просьб по другим предметам или продуктам питания он не высказывал.

Дадаев утверждает, что он не имеет отношения к убийству Немцова и у него есть алиби, пишет издание. По словам Герасимова, который ранее утверждал, что его клиент не отказывался от признательных показаний, никакой конкретики об алиби он пока не сообщил, поэтому юрист не знает, о чем идет речь. Герасимов заверил, что в любом случае будет собрана вся информация, проверив которую, защита поймет, можно ли считать это алиби.