В России через шесть-семь лет не должно остаться детских домов и интернатов для сирот в их нынешнем виде
 
 
 
В России через шесть-семь лет не должно остаться детских домов и интернатов для сирот в их нынешнем виде
Архив NEWSru.com

В России через шесть-семь лет не должно остаться детских домов и интернатов для сирот в их нынешнем виде. Об этом в пятницу заявил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов во время селекторного совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов федерации по вопросам обустройства жизни сирот.

Как пишет "Время новостей", поводом к селекторному совещанию послужило недавнее напоминание президента, который в своем ежегодном послании Федеральному Собранию указал на то, что проблему сирот и бездомных детей в нашей стране пора решать. Президент попросил принять все нормативные документы и запустить программу к 1 января 2007 года.

"Основная тенденция - ребенок должен найти семью", - подчеркнул Зурабов. Возможны три формы устройства ребенка: усыновление, опека, приемная семья. Все эти формы отличаются только степенью правового "сближения" ребенка с новыми родителями. Но размер материального пособия, которое государство готово платить за услуги новым родителям, с 2007 года различаться не будет. При всех формах устройства ребенка в семью установлено единовременное пособие в 8 тысяч рублей, финансируемое федеральным бюджетом.

Россияне в отличие от иностранцев не хотят усыновлять детей с отклонениями в развитии и просто со слабым здоровьем. Поэтому больше половины усыновителей до сих пор приезжают к нам из-за рубежа. Возможно, активность наших граждан подстегнуло бы наличие у детей грамотно и достоверно составленных медицинских карт. Поэтому на диспансеризацию сирот в детских домах, как сообщил министр здравоохранения, в 2007 году будет выделено 290 млн руб. По итогам этого глобального медосмотра у каждого ребенка должен будет появиться официальный документ - медицинский паспорт. "Ребенок в возрасте до трех лет должен быть передан в семью, - считает Михаил Зурабов. - А такой документ упростит и ускорит усыновление". По словам министра, который сам некоторое время назад усыновил ребенка, в России интернатные учреждения вместо непосредственного воспитания детей займутся поиском новых семей, обучением и консультированием приемных родителей.

Эксперты отмечают, что эта идея хороша, но не нова. В США и Европе детских домов давно нет. Вместо них работают временные сиротские учреждения, где дети живут несколько дней или месяцев до тех пор, пока им не найдут приемных родителей, пишет газета "Новые известия".

"В США устроиться соцработником очень сложно. Зарплаты и пенсии у них в 1,5-2 раза выше, чем у обычного клерка. Поэтому и работают службы опеки и попечительства блестяще, - заявил НИ президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Очень жестки наказания за издевательства над детьми. У нас же, даже если родителей лишили родительских прав, ребенок зачастую остается жить с ними. Все дело в элементарной нехватке мест в детских домах".

Однако эксперты убеждены: существующие проблемы за пять-шесть лет решить просто нереально. К этому пока не готовы ни родители, ни дети. "Ребенку из интерната нужна социальная адаптация для жизни в семье, - пояснил президент фонда "Приют детства" Сапар Кульяров. - В детском доме ребенок привыкает жить все время в одном и том же коллективе, учиться и гулять по графику. Они просто не представляют, что такое семья и не могут сразу приспособиться к новым условиям".

Но если адаптацию сирот еще можно ускорить, то подготовку российских семей к усыновлению ускорить невозможно. "Это дело не одного десятилетия, - говорит председатель Совета по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. - Здесь не обойтись без целостной социальной политики. Большинство семей сейчас даже морально не готовы к тому, чтобы взять на воспитание приемных детей. Не говоря уже о финансовой стороне вопроса".

Понять потенциальных родителей можно. Сегодня из-за бюрократических проблем многим семьям просто не удается даже взять малыша на патронатное воспитание. "Я решила взять 11-летнего мальчика из коррекционной школы, - рассказала Наталья Алешкина. - Но когда стала оформлять документы, особенно медицинские, думала, что застрелюсь. Из МВД справку об отсутствии судимости я ждала 1,5 месяца. Но с медициной ничто не сравнится. Когда я шла из диспансера, то просто плакала от усталости". Елена Ильина взяла на патронатное воспитание двух девочек. Она столкнулась не только с проблемами оформления документов. "Мы живем в однокомнатной квартире, - рассказала Елена. - Мы хотели бы удочерить обеих девочек, но из-за отсутствия места это невозможно. Разрешают удочерить только одну, но мы этого не делаем, чтобы не травмировать психику другой".

Кроме того, когда в обществе сформируется ответственное отношение к детям, когда жестокость перестанет быть чертой молодых мам, только тогда можно будет говорить и о закрытии детских домов, пишет НИ. "С одной стороны, у нас растет рождаемость, а с другой - у нас огромный процент детей матери бросают еще в роддомах, - пояснил председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. - Без снижения общей жестокости в обществе говорить о закрытии детдомов нельзя. Наши семьи пока не готовы в массовом порядке брать на воспитание детей. Нужно провести социальную адаптацию семей, обеспечить высокое финансирование соцработников и прозрачность распределения денег на детей. Кроме того, нужна четкая законодательная база, регулирующая права приемных ребят".

Пока же эксперты опасается и того факта, что меры Минздравсоцразвития окажут детям "медвежью услугу". Сирот станут брать на воспитание люди с корыстными целями. Чтобы этого избежать, нужна система социального сопровождения, которая в России практически не развита. "Органы опеки и попечительства просто не в состоянии контролировать каждого ребенка, - заявил исполнительный директор общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Там на одного специалиста приходится 5 тысяч человек населения. При этом центры социальной реабилитации выходов на дом не организуют, а сидят и ждут, когда к ним обратятся за помощью".

По словам экспертов, чиновникам следовало не столько спонсировать приемных родителей, сколько работать именно с "кровными семьями". Такой опыт уже имел место в поселке Чайковский Пермской области. Недавно он закрылся просто потому, что там не осталось ни одного ребенка-сироты. Так получилось из-за активного сотрудничества соцработников с "кровными семьями".