Нижегородский военком требует посадить многодетную вдову военнослужащего за "преступный умысел" на получение пенсии по потере кормильца
 
 
 
Нижегородский военком требует посадить многодетную вдову военнослужащего за "преступный умысел" на получение пенсии по потере кормильца
Global Look Press

Нижегородский военный комиссариат обвинил сразу нескольких вдов погибших ветеранов боевых действий в незаконном получении пенсий по потере кормильца. В одном случае разбирательство дошло до возбуждения уголовного дела, тюремный срок грозит матери пятерых дочерей.

О происходящем сообщил благотворительный фонд "Право матери", который ранее помогал вдовам военнослужащих отстаивать в суде свое право на получение пенсий. В одном случае недовольство военного комиссариата вызвала вдова ветерана боевых действий майора Сергея Теряева Евгения Теряева. Ей прекратили выплачивать пенсию, а военный комиссариат подал иск в суд, добиваясь взыскания с вдовы пенсии за несколько лет. Военные полагают, что Теряева не может получать пенсию по потере кормильца, поскольку сама является военнослужащей. При этом в 2013 году суд признавал, что она вправе претендовать на выплаты.

Наталья Семак, вдова погибшего при исполнении обязанностей сержанта Алексея Семака, одна растит пятерых дочерей. Она служила в той же мотострелковой дивизии, что и ее муж, и в настоящее время находится на пенсии по выслуге лет. "Семак, безусловно, героическая женщина во всех смыслах этого слова. И сейчас ее хотят посадить. За то, что посмела получать пенсию по случаю потери кормильца - за погибшего мужа, на которую имеет право по закону", - сообщают представители фонда "Право матери".

В постановлении о возбуждении уголовного дела, вынесенном 4 марта следователем-криминалистом ВСО СК РФ по Нижегородскому гарнизону капитаном юстиции М.С. Дружининым, указано: "В ноябре 2011 года у Семак Н. В. возник преступный умысел на противоправное хищение бюджетных средств, выплачиваемых в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" в качестве пенсии по случаю потери кормильца. (…) Так, 3 ноября 2011 года Семак Н.В., будучи военнослужащей по контракту, обратилась в отдел военного комиссариата Нижегородской области по вопросу назначения ей вышеуказанной пенсии, в тот же день Семак Н.В., продолжая реализовывать свой преступный умысел, действуя из корыстной заинтересованности, заполнила заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца".

Максимальное наказание по ч.3 ст. 159 УК РФ "мошенничество", по которой возбуждено уголовное дело, составляет до шести лет лишения свободы.

При этом в "Праве матери" настаивают, что женщины-военнослужащие имеют право на получение пенсии по потере кормильца, как и любые другие. Юристы фонда приводят ссылку на российскую конституцию, где указано: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… должностного положения". Ранее фонд успешно отстаивал эту позицию в судах разного уровня, включая Верховный суд.

"Соответственно, и вдова Теряева, и вдова Семак, и все другие нижегородские вдовы-военнослужащие получали свои пенсии за погибших мужей на законных основаниях. Требования же Нижегородского областного военкомата к вдовам о возвращении выплаченных сумм пенсий не только незаконны, но - по нашему мнению - циничны и аморальны. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении вдовы Семак Фонд "Право Матери" также обжалует как незаконное", - говорится в заявлении фонда.

В комментарии изданию "Такие дела" председатель правления фонда Вероника Марченко рассказала, что перспектив у гражданских исков со стороны военкомата нет - ранее суды неоднократно подтверждали право вдов-военнослужащих получать пенсию по потере кормильца. Возбуждение уголовного дела в отношении одной из вдов она оценивает как следственный прецедент.

"Кто действительно зря тратит бюджетные средства - так это сам военкомат, злоупотребляя правом и инициируя заведомо проигрышные дела. Бессмысленная трата времени и ресурсов следователей, прокуроров, суда, происходящая по вине военкомата, оплачивается из бюджета РФ", - говорит Вероника Марченко.

По ее мнению, "нормальный прокурор, нормальный, занятый реальными делами следователь просто покрутили бы пальцем у виска и сразу же отказали в возбуждении дела. Вместо того, чтобы искать настоящих мошенников, похищающих бюджетные миллионы, они что, решили обобрать вдову?" - спрашивает Марченко. Как утверждается, прокурорская проверка, итогом которой стало возбуждение уголовного дела, проводилась по инициативе Нижегородского военного комиссариата.

Межрегиональный благотворительный общественный фонд "Право матери" был основан в 1989 году. Это некоммерческая правозащитная организация, отстаивающая права семей погибших военнослужащих.