На фоне того, что Владимир Путин победил на президентских выборах, а волна протеста схлынула, Кремль, похоже, старается выхолостить обещанные широкомасштабные реформы. Это замечают и оппозиционные политики, и эксперты, и некоторые российские и зарубежные СМИ. Более того, судя по некоторым последним шагам, предпринятым властью, первоначальные "либеральные задумки", объявленные уходящим президентом Дмитрием Медведевым, могут превратиться в нечто совершенно противоположное.
Так, Госдума в среду подготовила ко второму чтению окончательный вариант законопроекта о возвращении выборов губернаторов, при этом разработанный механизм отбора кандидатов представляет собой уже не фильтр, а практически барьер для выдвиженцев от оппозиционных партий, пишет "Независимая газета".
Комитет Госдумы по конституционному законодательству, который отработал последние поправки к тексту, поддержал так называемые "муниципальный" и "президентский" фильтры, поясняет "Эхо Москвы". Первый предусматривает, что кандидат в губернаторы должен получить поддержку одной десятой муниципальных депутатов региона. Второй, - что президент может проводить консультации с политическими партиями, которые выдвигают своих кандидатов, и с независимыми претендентами.
Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов ранее вступил с Медведевым в дискуссию на эту тему, указав, что такой подход подрывает доверие граждан к власти, сначала что-то пообещавшей, а затем от своего слова, по сути дела, отказывающейся. Это было на недавней встрече главы государства с так называемым "Открытым правительством".
Президент тогда возразил, хотя и весьма туманно: "Вы еще пока не видели того законопроекта, который будет рассматриваться во втором чтении. Я его видел. Сейчас ехал в машине, просмотрел. Там вообще нет фильтров в традиционном понимании этого слова. Там действительно есть две модели, которые были и в первом варианте, который я вносил, в скрытом виде. И еще одна модель, которую мы анализировали", - цитирует его "НГ".
Как поясняет издание, имеется в виду, что в первоначальном проекте предусматривались консультации по кандидатам в губернаторы с партиями, их выдвинувшими. Второй - партийный фильтр - предлагал не Медведев, а Совет Федерации, настаивавший, что своего человека может предложить не любая партия, а только та, у которой есть либо фракция в ГД, либо депутаты в Заксобрании региона, либо какое-то число мест в муниципалитетах. Тут президент, видимо, уже сам запутался, полагает автор статьи. Наконец, еще одна "модель", которая анализировалась, это ничто иное, как созданный сейчас муниципальный фильтр.
Газета обращает внимание на два интересных нюанса. Во-первых, Медведев отступил от своей прежней позиции, когда считалось, что депутаты не должны сильно править президентские инициативы. Во-вторых, так и не ясно, что за вариант законопроекта глава государства читал в своем авто, если документ был окончательно доработан только в среду.
Три "выхолощенных" инициативы и предугаданный "косметический ремонт"
Изменившийся подход к выборам губернаторов не остался незамеченным и на Западе. Газета The Wall Street Journal использовала это как новостной повод для публикации статьи с аналитической оценкой процесса реформ в целом. Автор называет как минимум три инициативы Медведева, явно выдвинутые на волне протестов, которые теперь старательно ослабляют и выхолащивают.
Во-первых, выборы губернаторов: возвращая их, Кремль сохранит рычаги влияния на отбор кандидатов, барьеры для оппозиции усилятся, зато никаких проблем не будет у партии власти.
Во-вторых, регистрация партий: новые правила позволят создать десятки партий, но они не смогут объединяться в блоки, что повысило бы их шансы на избрание.
В-третьих, создание Общественного телевидения: оно появится, как и обещал Медведев, но, опять же, руководство будет назначать Кремль.
В статье WSJ, которую пересказывает InoPressa, приводится мнение политолога Александра Кынева, считающего, что реформы, первоначально направленные на повышение гибкости российской политической системы, теперь, вероятно, сделают ее более хрупкой и ослабят способность реагировать на события. "Результатом станет не восстановление механизмов обратной связи с обществом, а эскалация недоверия к системе", - заключает эксперт.
А депутат от "Справедливой России", один из организаторов московских протестов Геннадий Гудков высказался конкретно про измененную идею вернуть выборность губернаторов: "Выхолощена сама идея выборов. Это явно будет использовано для недопущения реальных оппонентов к участию".
Действия кремлевских чиновников Гудков объясняет тем, что у них "прошел страх". "Они думают, что ситуация под контролем. Но они ошибаются. Волна протестов просто приобретет другие формы", - предупредил парламентарий.
Здесь нужно напомнить, что на 6 мая - в канун инаугурации Владимира Путина - в Москве запланирован очередной масштабный митинг недовольных. А кроме того, западные журналисты усматривают признак возрождающихся политических протестов - теперь уже в "региональном" формате - в голодовке астраханского эсера Олега Шеина и его сторонников, которые в прошлые выходные общими усилиями (не без помощи самых отчаянных московских активистов) собрали в городе четырехтысячный митинг. Оценка нынешнего состояния российской оппозиции глазами зарубежных изданий - в обзоре сайта InoPressa.
Что же касается политических реформ, то, похоже, сбываются опасения, которые российские обозреватели высказывали еще в феврале. Тогда медведевские инициативы только-только получили документальное оформление, и, изучив их, СМИ и эксперты назвали реформы "косметическим ремонтом". Уже тогда оказалось, что они не такие смелые, как казалось сначала. И уже тогда эксперты не сомневались, что в Госдуме реформы подвергнут такой обработке, что они и вовсе изменятся до неузнаваемости.
Добавим, что некоторые из медведевских задумок фактически таковыми и остались. К примеру, в Кремле сочли нецелесообразным разрабатывать законопроект о Конституционном собрании, к чему президента призывала оппозиция. Генпрокуратура, проверявшая по поручению Медведева приговоры по 40 резонансным уголовным делам, включая дело ЮКОСа, сочла, что Михиала Ходорковского и прочих так называемых "политзаключенных", посадили законно. Наконец, вмешательство президента в судьбу осужденной оппозиционерки Таисии Осиповой не помогло: мать малолетнего ребенка, ранее приговоренную к 10 годам тюрьмы, оставили под стражей.