Эксперты, политологи и пресса, анализируя вчерашнее обращение президента Владимира Путина к Федеральному собранию по поводу присоединения Крыма к России, отмечают, что фактически оно представляло собой два послания - международному сообществу и российской общественности.
В речи главы государства присутствовали противоположные посылы, которые преследовали разные цели - попытаться успокоить Запад и поднять градус патриотических настроений в России. Главным в послании стало обещание Путина не трогать остальную Украину, пишет "Русская служба ВВС". Россия будет защищать русскоязычных граждан этой страны дипломатическими средствами, заверил президент.
Статьи, посвященные образованию двух новых регионов РФ - республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также Посланию Путина, приводят в среду "Заголовки".
По подсчетам "Русской службы ВВС", примерно половина 45-минутного выступления Владимира Путина была посвящена реакции США и Евросоюза на происходящее с Крымом. Как считают аналитики, президент старался убедить западных слушателей в том, что Россия взяла то, что принадлежит ей по праву, в связи с чем мировому сообществу нужно признать этот факт и считать проблему исчерпанной. Кремль на словах никого не боится, но трезво оценивает свои возможности, считают эксперты.
В свою очередь обозреватель Business FM Дмитрий Дризе, комментируя Послание Путина, отметил, что своим обращением Путин дал понять, что готов договариваться с Западом, но, исходя из новых политических реалий. Из слов президента стало ясно, что мир изменился, и виновата в этом не Москва, а политика Запада, считает он. По мнению Дризе, "молниеносное воссоединение Крыма с Россией - пощечина Западу": его поставили перед фактом так же, как, по словам Путина, Запад до сих пор ставил перед фактом Москву.
"Борьба памяти с забвением" по Кундере
Западная пресса, анализируя стремительное присоединение Крыма, пишет, что "аннексия" станет водоразделом в постсоветских отношениях России с Западом, и у русских будет гораздо меньше поводов радоваться, отмечает InoPressa со ссылкой на The New York Times. Газета The Guardian пишет, что при взгляде на "яростно" аплодирующих Путину, читающему Послание, депутатов, вспомнилась фраза чешского писателя Милана Кундеры о том, что "борьба человека с властью - это борьба памяти с забвением".
В рамках "борьбы памяти" издание предлагает вспомнить заявление Путина, сделанное им в начале марта, о том, что вопрос о присоединении Крыма к России не рассматривается. Газета также предлагает помнить о Косово, параллель между отделением которого от Сербии и действиями России в Крыму Путин использовал по полной программе. В действительности два этих случая кардинально различаются - разница в том, что в отличие от Косова, никаких погромов и преследований этнического большинства в Крыму не было.
"Откусывая кусок от Украины, Путин хотел бы, чтобы мир заблуждался насчет Косово или обсуждал законность вторжений в Ирак и Афганистан", - говорится в статье, в которой The Guardian предлагает признать действия России "незаконным, неоимпериалистическим актом".
The Financial Times предлагает не верить заверению Путина, что Россия дальше не пойдет. "Его поведение слишком непредсказуемо, а напряженность между украинцами и русскими слишком переменчива, чтобы успокаиваться", - считает издание. По мнению FT, Путин своими действиями положил конец 20 годам непростого сотрудничества между Россией и Западом - и теперь Европа должна жестко ответить на его агрессию.
Комментируя обращение российского лидера к Федеральному собранию, Frankfurter Allgemeine пишет, что "твердое хладнокровие, с которым Путин вернул Крым в русский рейх и перечертил границы Европы, не имеет себе равных, и имеет поклонников. "Путин - мастак не только удивлять противников, конкурентов и (бывших) "стратегических партнеров", выставляя их стратегическими идиотами, но еще и виртуозно владеет инструментами пропаганды", - признает издание.
В Послании Путин "не упустил ни одного тезиса из тех, которые находят одобрение" - отметил, что Россия имеет право претендовать на Крым, вспомнил про Косово и Ливию. В итоге президент изобразил Америку царством зла, а Россию - защитницей свободы и права народов на самоопределение, говорится в статье.
Цитата из Навального, обращение к оппозиции и татарам
Россиянам в речи Путина предназначался другой посыл - о том, что великая держава поднялась с колен, отмечает "Русская служба ВВС". По этой причине президент преподнес присоединение Крыма как триумф национального единства. "Искали, и, наконец, нашли нечто, объединяющее всех, или почти всех", - резюмирует издание.
Из части, посвященной внутренней аудитории, российским комментаторам показалось любопытным, что в Послании Путин неоднократно косвенно обращался к оппозиции и даже цитировал Алексея Навального. В интервью "Эхо Москвы" главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац заявила, что в этом обращении Путина "много всего было замечательного". Как отметила Альбац, первое - что он понимает людей, "которые выходят протестовать против коррумпированной власти", второе - что он понимает нормальность того, что люди хотят изменить власть и что это должно происходить на выборах.
"Речь его, посвященная и Косово, и другим проблемам, и тому, что происходило в Крыму, он говорит о том, что нарушение прав человека не имеет суверенитета. Это правозащитная позиция, позиция Хельсинкской группы, позиция Третьего протокола Хельсинкского совещания. Это очень важная позиция о том, что нарушение прав человека не может быть внутренним делом страны", - продолжила Альбац.
Главред также выделила произнесенный Путиным тезис - о том, что только народ является источником власти, подчеркнув, что "абсолютно" его в этом поддерживает. Наконец, Альбац призналась, что ей было очень интересно услышать прямую цитату из Алексея Навального о том, что "русская - самая большая разделенная нация в мире". Получается, что Путин "внимательно прислушивается к голосу оппозиции и принимает на вооружение тезисы оппозиции", отметила она. Евгения Альбац также выразила надежду, что после Послания Путин "отдаст распоряжение своим всяким товарищам и скажет, что не надо людей бить дубинками, не надо их арестовывать".
Эксперты заметили и то, что значительную часть выступления Владимир Путин посвятил крымским татарам - заверил, что в Крыму их язык сохранится в качестве государственного наряду с русским и украинским, и дал понять, что татарам будет хорошо в составе России. "Безусловно, эти слова адресованы и Западу, и исламскому миру, и Турции, но прежде всего самим татарам", - приводит "Русская служба ВВС" слова политолога Станислава Белковского, который отметил, что интеграция татар - ключевой вопрос для воссоединения Крыма с Россией.
"Дружелюбный империализм" и исторические аналогии
В статье в издании Slon послание Путина называется "дружелюбным империализмом". Позиция президента после послания преподносится как более предсказуемая, а ведь именно его непредсказуемость была одним из главных источников напряженности в украинском кризисе, говорится в статье.
Путин уверяет, что дальше Крыма Россия идти не собирается, однако его обещание вовсе не гарантирует отказа от новой игры в дальнейшем при обострении ситуации на Украине. Путин совершенно искренне призывает Запад прекратить истерику, называя политику России "дружелюбной", отмечает издание, расшифровывая смысл посыла - Россия не стремится к изоляции и готова оставаться в рамках цивилизованного поведения при условии фактического признания справедливости ее шагов в отношении Крыма.
В статье проводятся аналогии между нынешней политикой Путина и Генуэзской конференцией 1922 года, когда делегация во главе с Владимиром Лениным предложила признать право РСФСР на выбор собственного пути развития в обмен на экономические выгоды от взаимодействия России с ослабленной Европой. "Тогда, как и сейчас, России нужно было мировое признание. Тогда, как и сейчас, Россия начала отстраиваться после катастрофичных для страны событий, совершая неправомерные с точки зрения международного права и нелегитимные шаги", - отмечает издание. Это означает, что российские и западные политики должны освежить в памяти те причины, которые из "притворно дружелюбного" молодого Советского государства превратили страну в тоталитарную систему, и остановить противостояние сторон, резюмирует Slon.