Исполнительному директору международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннету Роту отказали в российской визе В МИД РФ не комментируют отказ руководителю HRW во въездной визе
 
 
 
Исполнительному директору международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннету Роту отказали в российской визе
hrw.org
 
 
 
В МИД РФ не комментируют отказ руководителю HRW во въездной визе
Первый канал

Исполнительному директору международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннету Роту отказали в российской визе. Рот собирался лично представить в Москве доклад "Удушающая бюрократия" о состоянии неправительственных организаций в России. Об этом он сообщил в среду по телефону из Нью-Йорка на пресс-конференции представителей Human Rights Watch, посвященной презентации доклада, передает русская служба BBC.

"МИД России знал, что я планирую приехать на пресс-конференцию, и изменил требования к получению визы, - пояснил Кеннет Рот. - Это впервые со времен СССР, когда представителю Human Rights Watch не дали визу для приезда в Россию". В МИД РФ не комментируют отказ руководителю HRW во въездной визе.

- Доклад HRW содержит доказательства подавления НПО в РФ

Для Рота это первый случай отказа в визе с 1997 года, когда его не пустили в Нигерию. "Это служит иллюстрацией тех нападок на неправительственные организации, о которых мы пишем в своем докладе", - добавил Рот.

В среду Human Rights Watch представила свой доклад "Удушающая бюрократия: государство против независимой гражданской активности", в котором резко критикует российское законодательство в области неправительственных организаций.

Анализируя поправки, которые были внесены в конце 2005 года в закон "О неправительственных организациях", авторы доклада отмечают, что российские власти используют мощный бюрократический аппарат, имея возможность "вмешиваться в деятельность НПО на фоне общего нарастания авторитарных тенденций в России".

Согласно докладу Human Rights Watch, "при новом порядке НПО живут под постоянной угрозой ликвидации: это является серьезной опасностью для свободы выражения мнений в России".

В качестве примеров давления на представителей неправительственных организаций, Human Rights Watch приводит уголовные дела против главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян и организации "Голос Беслана".

Однако особое внимание чиновников привлекают организации, которые финансируются из-за рубежа.

Напомним, на днях первый вице-премьер, кандидат в президенты России Дмитрий Медведев обвинил некоторые западные некоммерческие организации (НКО) в выполнении в России разведывательных функций.

"Ведь известно, что финансируемые государством структуры типа Британского совета помимо общественно-просветительской функции выполняют массу других задач, не столь широко афишируемых. В том числе занимаются сбором информации, ведут разведывательную деятельность", - считает Медведев.

Доклад HRW содержит доказательства подавления НПО в РФ

В докладе исполнительного директора международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннета Рота сказано, что Россия намеренно использует средства государственного регулирования, чтобы задушить независимую общественную деятельность.

В этом докладе собраны документальные материалы о воздействии государства на неправительственные организации (НПО) в России, пишет The Washington Times. Согласно докладу, принятые в 2006 году законы, по-видимому, специально разработаны для того, чтобы вмешиваться в деятельность финансируемых из-за рубежа НПО, которые связаны с оппозиционными движениями, занимаются вопросами прав человека или оспаривают политику правительства.

По словам руководства HRW, принятые законы, которые, в том числе, уполномочили Федеральную регистрационную службу регулировать деятельность НПО, представляет собой попытку правительства установить контроль над гражданским обществом и воспрепятствовать инакомыслию в обществе. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

В докладе отмечается, что после революций 2003 года в Грузии и 2004 года на Украине Кремль все подозрительнее относится к НПО, финансируемым из-за границы. Российская сторона полагает, что рекомендации подобных организаций способствовали свержению дружественных России правительств в обеих вышеназванных странах.

По данным доклада, закон о НПО наделил государственных чиновников широкими полномочиями, позволяющими вмешиваться в деятельность этих организаций. "Любое правительство имеет право регулировать деятельность НПО; это право мы никогда не стали бы оспаривать, – пояснила Рейчел Денбер, заместитель директора отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Но эти ограничения должны выдерживать проверку на необходимость их существования в демократическом обществе, а решение принимается на основе определенных критериев – критериев, которые установлены Советом Европы, куда входит и Россия".

Исследователи провели 40 интервью с сотрудниками НПО в России, а также ознакомились с официальными документами регистрационной службы. На этой основе они пришли к заключению, что бесконечные инспекции и бюрократические требования используются, чтобы притеснять НПО и отвлекать их от конструктивной работы.

"Властям необязательно закрывать вашу организацию, – сказала Денбер в телефонном интервью. – Но если власти хотят заткнуть вам рот, они могут поставить дело так, чтобы вы все свое время тратили на служебные тяжбы и улаживание отношений с чиновниками".

HRW ссылается на случаи, когда регистрационная служба выносила предупреждения НПО за несвоевременное предоставление отчетов о проделанной работе либо отказывала в регистрации из-за опечаток в заявке организации. Как сообщается в докладе, в реестре регистрационной службы значится, что в России более 240 тысяч. НПО, но организации, которые получают средства из-за границы или занимаются щекотливыми вопросами, чаще других сталкиваются с бесконечными инспекциями.

"Мы не утверждаем, что российское правительство пытается закрыть институты гражданского общества, но оно определенно сузило его жизненное пространство", – заявил Кеннет Рот.