Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет защищать свое имущество, арестованное во Франции и Бельгии, юридическим путем. По словам главы государства, защита интересов будет происходить "через судебные процедуры, как это было в прошлом в случае с иском швейцарской компании Noga".
Позиция Москвы, как сказал глава государства, заключается в том, что "по вопросам и по делам подобного рода Гаагский арбитражных суд имеет компетенцию только в отношении тех стран, которые подписали и ратифицировали европейскую энергетическую хартию". "Россия не ратифицировала эту хартию, поэтому мы не признаем юрисдикцию этой судебной инстанции и будем доказывать это в установленном порядке, через судебные процедуры", - цитирует Путина ТАСС.
Президент напомнил, что РФ долго судилась с компанией Noga и "в конце концов, все-таки все проблемы решили", передает "Интерфакс". "Думаю, что и здесь будем работать в таком же ключе", - добавил российский лидер.
Арест госактивов за рубежом связывали с решениями Европейского суда по правам человека и Гаагского арбитража по делу ЮКОСа. О том, что блокирование доступа к российскому имуществу в Бельгии и Франции - это начало процесса реализации решения Арбитражного суда в Гааге - сообщал директор компании GML, представляющей интересы бывших акционеров ЮКОСа, Тим Осборн.
Путин заявил, что реакции на эти действия "не может не быть, мы будем защищать свои интересы". "Акционеры ЮКОСа пытаются получить от России дополнительные средства, здесь никакой новизны нет, мы с подобными проявлениями сталкивались и раньше и со стороны этой компании, и со стороны других наших партнеров, в том числе со стороны европейских партнеров, международных компаний", - указал глава государства.
По его словам, Россия будет защищать свои интересы "в рамках цивилизованного юридического процесса". Путин уточнил, что "здесь секретов никаких не будет". "Что конкретно будут делать наши юристы, это надо у них спросить", - отметил он.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров ранее назвал арест российского имущества грубейшим нарушением всех венских конвенций о дипломатических отношениях. Кроме того, во внешнеполитическом ведомстве пригрозили ответными мерами. Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев, в свою очередь, не исключил риски арестов госактивов в других странах, например, США и ЕС.
Постоянная палата третейского суда в Гааге 18 июля 2014 года приняла решение по искам трех компаний, представляющих бывших акционеров ЮКОСа. По этому решению Россия должна выплатить кипрским Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited - дочерним компаниям GML, которые суммарно владели 51% ЮКОСа, - компенсации в 39,9 миллиарда и 1,85 миллиарда долларов соответственно, а Veteran Petroleum Ltd. - пенсионному фонду ЮКОСа - 8,2 миллиарда долларов. Итого 50 миллиардов долларов. РФ высказала категорическое несогласие с этим решением.
15 января 2015 года истек срок, когда Россия могла выплатить назначенную гаагским судом сумму без процентов. С этого момента начисляется пеня в размере 2,6 миллиона долларов в день. 31 июля 2014 года ЕСПЧ удовлетворил еще один иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал России выплатить и компенсацию в 1,86 миллиарда евро и еще 300 тысяч евро судебных издержек.
В мае 2015 года стало известно, что экс-акционеры ЮКОСа обратились в суды нескольких стран для взыскания с РФ компенсации в 50 миллиардов долларов. В конце мая на Петербургском международном юридическом форуме министр юстиции РФ Александр Коновалов заявлял, что Россия уже готова к аресту своего имущества за рубежом в связи с решением гаагского суда по делу ЮКОСа.
Между тем в Совете Европы опровергли информацию о связи между решением властей Бельгии по аресту собственности РФ и вердиктом ЕСПЧ по делу ЮКОСа.