В Иркутской области на принудительное лечение отправили сторонника создания республики "от Урала до Тихого океана"
 
 
 
В Иркутской области на принудительное лечение отправили сторонника создания республики "от Урала до Тихого океана"
Global Look Press

В Иркутской области суд освободил от уголовной ответственности сепаратиста, призывавшего к созданию отдельной республики "от Урала до Тихого океана". Житель Ангарска признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.

"Судом установлено, что в январе 2016 г. А., используя мобильный телефон, подключался к сети Интернет и призывал к действиям, направленным на создание отдельной республики от Урала до Тихого Океана", - сообщает прокуратура Иркутской области.

Ангарский городской суд признал, что подсудимый совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 280.1 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ"), в состоянии невменяемости. В связи с этим принято решение об освобождении сепаратиста от уголовной ответственности "с применением принудительных мер медицинского порядка". Решение суда еще не вступило в законную силу.

Напомним, житель Ангарска - не первый, для кого тюремный срок за призывы к сепаратизму по решению суда был заменен на принудительное лечение в психиатрической больнице. В ноябре 2015 года житель Челябинска Алексей Мирошкин был признан виновным в призывах к сепаратизму в соцсети "ВКонтакте". Он выступал за создание Уральской народной республики и Сибирского федеративного союза. Кроме того, он занимался популяризацией выдуманной им Церкви челябинского метеорита. Судебные эксперты за пять минут диагностировали у него "параноидальную шизофрению" и "бред реформаторства религиозного толка", сообщал правозащитный центр "Сова". По данным ОВД-Инфо. Мирошкин провел в психиатрической больнице Челябинска около полугода.

А первым россиянином, осужденным по статье 280.1 Уголовного кодекса РФ ("Призывы к сепаратизму, публичные призывы к разжиганию ненависти и вражды по признаку национальности"), стал председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов. Татарский националист летом 2017 года обратился в Конституционный суд с просьбой проверить нормы "сепаратистской" статьи УК на соответствие Основному закону. Он настаивает на том, что в нынешней формулировке статья 280.1 позволяет привлекать к уголовной ответственности даже тех людей, кто высказывает свое мнение, не призывая к насилию.

Помимо Кашапова в числе осужденных оказались активистка Дарья Полюдова, якобы призывавшая в соцсетях добиться отделения Краснодарского края от России с его последующим присоединением к Украине, и муниципальный депутат из Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин, который на митинге за отставку губернатора поинтересовался у присутствующих, не стоит ли провести референдум и присоединиться к Финляндии.

Статья 280.1 была внесена в УК РФ в конце 2013 года и вступила в силу в 2014 году после присоединения Крыма к России.

Напомним, 25 апреля 1993 года на референдум был вынесен вопрос о расширении полномочий Свердловской области до уровня республики в составе РФ. 83,4% избирателей проголосовали за, при этом явка составила 67%. После этого свердловский облсовет провозгласил Уральскую республику и приступил к работе над ее конституцией. Основной закон новой республики был утвержден облсоветом 27 октября, а 12 декабря вопрос о принятии конституции должен был быть вынесен на референдум. Однако 9 ноября президент РФ Борис Ельцин издал указ о роспуске свердловского облсовета, а на следующий день отправил в отставку Эдуарда Росселя, исполнявшего обязанности губернатора. Все решения по Уральской республике были признаны не имеющими силы.

В 2014 году новосибирские активисты намеревались провести марш "За федерализацию Сибири". Не получив разрешение от властей, они устроили пикет за более справедливое распределение налогов между федеральным центром и Сибирью и большую самостоятельность региона. Роскомнадзор заблокировал группу "ВКонтакте" "Марш за федерализацию Сибири", а организаторы мероприятия подверглись преследованию со стороны правоохранительных органов.