В Чувашии разгорается скандал вокруг публикации в местной оппозиционной газете "Взятка", в которой в мае прошлого года был опубликован материал "Покажи мне свой язык, и я скажу, кто ты". В статье говорилось об ущемлении в регионе чувашского языка, что, по мнению республиканской прокуратуры, является разжиганием межнациональной розни.
Статья была размещена на последних страницах номера газеты 5 (29) за 2011 год (можно скачать здесь в формате .rar). Автор материала Алексей Кудрин в резкой форме раскритиковал акцию протеста на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года, намекнув, что русские и сами виновны в гибели людей на Кавказе. Также он привел в пример историю, когда у многодетной жительницы Чебоксар чиновники не приняли ксерокопию свидетельства о рождении ее ребенка на чувашском языке, потребовав предоставить копию русскоязычной стороны свидетельства (в Чувашии этот документ исполняется на двух языках).
Стоит отметить, что поводом для чересчур эмоциональной статьи Кудрина послужил инцидент на заседании Госсовета республики в апреле 2011 года, когда председатель Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов в течение 15 минут выступал на родном языке, что вызвало недовольство некоторых депутатов, не владеющих чувашским. Они попросили в будущем использовать синхронный перевод, на что председатель Госсовета Михаил Михайловский небрежно бросил, что "в республике основной язык - чувашский, а уже потом русский идет".
В ответ на это руководитель правозащитной организации "Щит и меч" Алексей Глухов обратился в УФСБ республики с просьбой проверить слова Михайловского на предмет признаков преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ (возбуждение межнациональной розни).
После публикации статьи Кудрина в газете "Взятка", прокурор Моргаушского района потребовал возбудить в отношении автора материала дело по аналогичной статье, однако в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Тогда ведомство обжаловало вердикт в Верховном суде республики, после чего вышестоящая инстанция согласилась с доводами прокурора, сообщается на сайте Генпрокуратуры. Примечательно, что главный редактор газеты "Взятка", известный в республике оппозиционер Эдуард Мочалов сам является жителем Моргаушского района и известен своей постоянной критикой властей района.
Согласно Конституции Чувашии в республике два государственных языка - чувашский и русский. Как отмечает сотрудник редакции NEWSru.com, уроженец Чувашии, в республике время от времени действительно возникают конфликты на межнациональной почве, но все они, как правило, носят мелко-бытовой характер, а основной ареной для выяснения отношений становятся местные интернет-ресурсы. Главной причиной для споров становится вопрос обязательного изучения чувашского языка в школах: немало русскоязычных жителей настаивают на том, что язык с трудом дается их детям и требуют либо полностью исключить предмет из образовательной программы, либо изучать его добровольно в рамках факультатива. Одним из основных аргументов их оппонентов является тот факт, что более 67% населения республики составляют чуваши.
Стоит отметить, что языковой вопрос стал поводом для возбуждения уголовного дела по 282 статье и в соседней Ульяновской области. Там, с подачи ФСБ, судят бывшего старшего преподавателя Инзенского филиала Ульяновского госуниверситета. В июле 2009 года он выпустил номер газеты "Наш голос", в котором, в частности, имелись две его статьи "Остановить геноцид" и "Геноцид мордовского народа продолжается!", посвященные проблемам обучения мордовских языков.
После этих публикаций прошло почти три года, когда Бокин внезапно получил повестку из суда. Как оказалось, в суд обратилась прокуратура Инзенского района с иском о признании статей экстремистскими. Прокуроры посчитали, что "часть информации и используемые для ее передачи языковые средства направлены на создание у читателя представления о том, что деятельность террористических организаций является формой борьбы за справедливость, за национальные права".
В свою очередь правозащитная организация "Мемориал" вступилась за Бокина, подчеркивая, что ничем подобным в его публикациях и не пахнет, а это дело, как и другие подобные дела, - лишь простой способ продемонстрировать активность в борьбе с экстремизмом для сотрудников районных прокуратур и ФСБ тех регионов, где ни в какой другой форме экстремизма найти нельзя при всем желании.