Аналитический центр "Сова" опубликовал обзор законодательных изменений и статистики уголовного правоприменения в области противодействия экстремизму за первые восемь месяцев текущего года. Исследователи утверждают, что 11 приговоров по "экстремистским" статьям были вынесены неправомерно. Данные свидетельствуют о том, что в стране все чаще преследуют "за слова".
"Антиэкстремистское законодательство в первые восемь месяцев 2016 года, как и в предыдущем году, активно использовалось не только против радикальных противников политического режима, но и против граждан, далеких от радикализма, и в ряде случаев применялось явно неправомерно", - говорится в документе. Аналитики "Совы" отмечают большое количество дел, прямо или косвенно связанных с событиям на Украине, и почти полное отсутствие предвыборной специфики.
Единственной заметной нормотворческой инициативой в 2016 году стал "пакет Яровой", который определил изменения в трех сферах. Наиболее обсуждаемой стали новинки в регулировании интернета. Вторая часть поправок в законодательство существенно ограничила миссионерскую деятельность и уже начала активно применяться. Третья часть пакета существенно ужесточила меры наказания за преступления экстремистской и террористической направленности и организацию незаконной миграции.
"Пакет Яровой" уже вторгся в сферу права на свободу совести и в область защиты приватности в стране, но он еще затронет и другие права и свободы граждан", - отмечают в "Сове".
"Мы считаем неправомерными 5 приговоров против 5 человек, вынесенные с начала января по конец августа 2016 года по ст. 282 УК ("Возбуждение ненависти"). Так, в феврале была осуждена домохозяйка Екатерина Вологженинова, которую обвинили по ч. 1 ст. 282 УК в возбуждении ненависти и вражды к представителям власти и "добровольцам из России, воюющим на стороне ополченцев с востока Украины". Поводом для преследования послужили несколько репостов в соцсети "ВКонтакте". Ей было назначено наказание в виде 320 часов обязательных работ с конфискацией ноутбука.
С одного человека обвинения по ст. 282 УК РФ были сняты, несколько неправомерно возбужденных дел могут быть закрыты в ближайшее время, однако без должных оснований возбуждено около полутора десятков новых дел против приблизительно двух десятков человек, пишут аналитики.
По статье 354.1 "Реабилитация нацизма" были, по мнению "Совы", неправомерно осуждены два человека. Житель Минусинска был приговорен к 10 месяцам исправительных работ за пост о георгиевской ленте, которая для автора, очевидно, олицетворяла одну из сторон украинского конфликта. Пермяк был оштрафован на 200 тысяч за "републикацию статьи, содержавшей вольную интерпретацию сути пакта Молотова-Риббентропа и спорные утверждения, касавшиеся эпизодов истории бандеровского движения".
"По ч. 1 ст. 148 УК, карающей за оскорбление чувств верующих, было вынесено 3 неправомерных приговора, осуждено четыре человека, один из которых отправлен на принудительное лечение. В частности, в Кировской области были приговорены к обязательным работам два человека, повесившие самодельное чучело с оскорбительной надписью на поклонный крест в одной из местных деревень. Неправомерно, с нашей точки зрения, было возбуждено новое громкое дело по этой статье - против "ловца покемонов", блогера-атеиста Руслана Соколовского", - говорится в обзоре.
По ст. 280 УК ("Публичные призывы к экстремистской деятельности") в первой половине 2016 года был вынесен один неправомерный обвинительный приговор, по ст. 280.1 УК ("Призывы к сепаратизму") продолжают осуждать людей, не призывавших к противозаконным действиям с сепаратистскими целями, а лишь высказавшихся в пользу сецессии, полагают исследователи. "По ст. 282.2 УК ("Участие в деятельности организации, признанной экстремистской") за эти 8 месяцев был вынесен лишь один неправомерный приговор: в Челябинске суд приговорил Якова Целюка к двум годам лишения свободы условно за причастность к деятельности организации "Нурджулар", которой в действительности в России не существует. По этой статье было возбуждено не менее трех новых дел против пяти человек", - напоминают аналитики.
"Как мы видим, почти весь массив неправомерных антиэкстремистских приговоров составляют теперь приговоры за разного рода "экстремистские высказывания". Если сравнить их количество с общим количеством приговоров за "экстремистские высказывания", мы увидим, что последнее растет настолько стремительно (за январь-август мы знаем о более 170 осужденных), что доля неправомерных приговоров снижается. С другой стороны, среди быстро растущего числа приговоров "за слова" все более заметна большая доля таких, которые вынесены за противоречащие букве закона, но не представляющие значительной общественной опасности высказывания", - следует из приведенных данных.
Всего с января по август в стране было вынесено 11 неправомерных с точки зрения "Совы" приговоров в отношении 12 человек. Громоздкий и изобилующий ошибками Федеральный список экстремистских материалов пополнился с января по август на 593 пункта, стремительно приближаясь к отметке в 4000 пунктов. За это время в него неправомерно было включено около полутора десятков пунктов, отмечается в документе. Безосновательно подпадают под запрет религиозные материалы, материалы политической оппозиции и статьи журналистов, песни и стихи, труды историков и многое другое, утверждают в "Сове".
"Пакет Яровой", подписанный 7 июля, обязывает операторов с 1 июля 2018 года до полугода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет. В августе стало известно, что затраты операторов на исполнение этих требований могут составить 10 трлн рублей.
Пакет законов получил известность как "пакет Яровой", хотя авторами его была не только депутат Ирина Яровая, но и председатель комитета Совфеда по обороне единоросс Виктор Озеров, а также другие парламентарии из "Единой России" - Алексей Пушков и Надежда Герасимова.
Помимо прочего, пакет законов регламентирует миссионерскую деятельность, ограничивая возможность проповедовать вне храмов, запрещает проповедовать в жилых помещениях и переводить жилые помещения в нежилые для осуществления религиозной деятельности. Поправки вызвали критику религиозных деятелей, но, несмотря на это, президент Владимир Путин подписал поправки, по замечанию американской газеты The Wall Street Journal, сделав свой режим еще более похожим на советский, несмотря на "выставляемую напоказ христианскую набожность".