Министерство юстиции РФ разработало проект закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ" Кабмин разместил на своем сайте пояснительную записку к законопроекту
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Министерство юстиции РФ разработало проект закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ"
Moscow-Live.ru
 
 
 
Кабмин разместил на своем сайте пояснительную записку к законопроекту
Moscow-Live.ru
 
 
 
Согласно документу, Россия сможет арестовывать иностранное имущество на своей территории пропорциально аресту российских активов за рубежом
Фото NEWSru.com

Министерство юстиции РФ разработало проект закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ", который накануне одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Согласно документу, Россия сможет арестовывать иностранное имущество на своей территории пропорциально аресту российских активов за рубежом.

Кабмин разместил на своем сайте пояснительную записку к законопроекту. В ней напоминается, что "советское процессуальное законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства". "На концепции абсолютного иммунитета основывается и действующее российское законодательство", - говорится в сообщении на сайте правительства.

Затем авторы законопроекта поясняют, что современная практика требует изменений в законодательстве. "Практика внешнеэкономической деятельности России, а также международная договорная практика показывают, что возникла тенденция признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета. Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на ее участие в деле не испрашивается", - подчеркивается в записке.

Потому требуется специальный закон, который обеспечивал бы "баланс" на основе "принципа взаимности". Если в какой-либо стране российское имущество не имеет иммунитета (лишено неприкосновенности) или он ограничен, то и Россия вправе установить у себя такие же по объему ограничения для имущества этой страны. При этом способ исчисления "объема" для адекватного ответа в пояснительной записке не указан. Также остается неясным, на каком основании российские суды смогут налагать арест на иностранное имущество.

Между тем ряд экспертов считает, что действующего российского законодательства достаточно для защиты российского имущества. "Арестовать имущество иностранных государств можно и сейчас, когда есть судебное решение", - заявил "Коммерсанту" Дмитрий Матвеев, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры". Собеседник издания не видит необходимости в специальном законе.

Но если закон примут, международному праву он противоречить не будет. Но многое, по словам юриста, будет зависеть от формулировок. В частности, Матвеев считает, что "взаимность - оценочная категория, даже моральная".

Партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры" Марат Давлетбаев указал, что "лишать иностранное государство иммунитета может любой суд или арбитраж, руководствуясь применимым правом". Но он предупреждает, что суд той страны, имущество которой лишилось иммунитета, может отказаться признавать и приводить в исполнение решение российского суда.

В то же время глава думского комитета по собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) убежден, что "одного закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства..." недостаточно "для реальной защиты имущественных интересов России за рубежом". По его словам, "нужен пакет законов", разработкой которого депутаты смогут заняться только осенью по возвращении с каникул.

Стоит отметить, что законопроект появился после того, как по иску бывших акционеров ЮКОСа в Бельгии, а затем во Франции оказались под обеспечительным арестом активы всех российских учреждений, за исключением дипломатических представительств. Это произошло после того, как акционеры ЮКОСа удовлетворили свои претензии к России в международном арбитраже в Гааге.