Власти Твери оспаривают закон о монетизации льгот в КС из-за детского сада
 
 
 
Власти Твери оспаривают закон о монетизации льгот в КС из-за детского сада
Телекомпания Эхо

Конституционный суд РФ впервые приступил к рассмотрению жалобы на закон о монетизации льгот, по которому органы местного самоуправления не вправе ухудшать социальное положение граждан, имевших по состоянию на 1 января 2005 года право на льготы и компенсации. Поводом к обращению в КС послужило повышение властями города Твери платы за детский сад и отмена этой меры местным судом. Если жалобу удовлетворят в КС, местные власти получат право по своему усмотрению эти льготы отменять. Решение по делу будет обнародовано через две-три недели.

Оспорить закон в суде грозились многие политики, включая одного из лидеров "Единой России" мэра Москвы Юрия Лужкова, но серьезный разговор о том, до какой степени федеральный центр вправе навязывать жизненный уклад российским муниципалитетам, начался со смешного повода - с детского сада, пишет "время новостей".

Вступивший в силу с 1 января 2005 года закон о монетизации льгот отменил более 100 законов о различных льготах, но, в то же время, запретил ухудшать положение тех, кто имел их до вступления в силу этого документа. Среди отмененных было принятое еще в 1992 году постановление Верховного Совета РФ о том, что плата за детский сад не может превышать 20% фактических расходов на содержание ребенка, а остальное обязан компенсировать федеральный бюджет.

Оставшись без компенсации, мэрия Твери и Тверская городская дума повысили плату за детский сад с 313 до 858 руб. Центральный райсуд Твери повышение отменил как ухудшающее положение бывших льготников. Мэрия и Городская дума обратились в Конституционный суд.

КС навел справки и выяснил, что в одних регионах норму в 20% оставили, в других отменили, и за государственный детский сад россияне сейчас платят от 125 рублей до 2 тыс. рублей в месяц, за частный - от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, сообщают "Новые известия".

Впрочем, в запросе в суд были сформулированы вовсе не детсадовские обиды, а весьма неприятные для авторов и защитников 122-го закона утверждения. Заявители считают, что реформа породила неопределенность в вопросе, должен ли существовать единый федеральный стандарт монетизации муниципальных льгот, в том числе и касающихся дотирования платы за содержание ребенка в детском саду.

Глава Тверской администрации Олег Лебедев и городская дума оспаривают в КС 153-ю статью закона, которая запрещает снижать уровень социальной защищенности граждан, проще говоря, не дает местным властям самостоятельно сокращать размер льгот, существовавших к моменту вступления закона в силу 1 января 2005 года. По статистике, которой располагает центр, после раздела доходов и полномочий между уровнями власти подавляющее большинство органов местного самоуправления перешли в разряд дотационных. А доля собственных доходов в структуре бюджетов сократилась в среднем с 18% до 11%.

По мнению тверских властей, этот запрет не позволяет им самостоятельно распределять собственные ресурсы, а значит, нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его собственных полномочий. Как отмечается в жалобе, реформа межбюджетных отношений основательно уменьшила объем собственных доходов муниципалитета, а сокращать расходы ему не позволяют.

Жалоба тверских властей - не попытка увернуться от исполнения социальных обязательств, утверждает их представитель, директор Центра правовой поддержки местного самоуправления Марина Якутова. "Просто мы хотим выяснить, где местным бюджетам брать деньги на гарантии, которые государство не субсидирует", - поясняет она.

Как подчеркивает представитель заявителя, этот вопрос затрагивает не только муниципалитеты, но и субъекты РФ. "Мы не можем выйти за пределы, которые сложились в нашем процессе, но 153-я статья касается всех социальных выплат, а в трактовке прокуратуры и судов общей юрисдикции - всех тарифов не только муниципальных, но и государственных учреждений, - заявила "Коммерсанту" Якутова. - Если оставить судебную практику без изменений, то тарифы будут заморожены на дату 1 января 2005 года.

Например, в Новосибирске и Екатеринбурге отменены постановления о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте, который в большинстве своем является муниципальным". Касаясь обвинений в "антинародной" деятельности, представитель тверских властей заявила, что подобная ситуация возникла не по вине муниципалитетов. "Нас удручает попытка государства обвинить органы местного самоуправления в отсутствии приверженности принципам социального государства, - отметила она. - Мы просто хотим выяснить, где местным бюджетам брать средства на гарантии, которые установило государство".

Обсуждение вопроса в КС займет несколько недель. Но уже сейчас можно с большой долей уверенности предположить, что саму оспариваемую мэром и думой Твери статью 153 федерального закона №122 суд не тронет. Все публичные выступления председателя КС Валерия Зорькина о монетизации говорят о том, что он готов стать горой за сохранение обязательств государства перед льготниками в дореформенных объемах.

"Социальное обеспечение граждан может регулироваться при помощи разных механизмов, в том числе законодатель может вместо одного механизма, в частности, натурального обеспечения, перейти на денежное выражение. Однако объем не может быть уменьшен", - заявлял осенью прошлого года Зорькин, недавно переизбранный на пост председателя КС.

Кроме того, представители исполнительной и законодательной власти в КС встали на защиту 122-го закона и однозначно заявили, что оспариваемая 153-я статья конституционна, сообщают "Ведомости". "Вот если бы ее не было, точно появились бы основания признать закон неконституционным", - сказала представитель Госдумы Елена Мизулина, напомнив, что умалять права граждан по Конституции нельзя.

Сенатор Юрий Шарандин объяснил, где брать деньги: "Органу местного самоуправления следует формировать бюджет с дефицитом, который впоследствии покрывается субвенциями из бюджета субъекта Федерации". Начальник отдела судебной защиты Минфина Дмитрий Комягин бодро перечислил такие "механизмы устранения бюджетного дисбаланса", как трансферты, субвенции и дотации. Но тут же оговорился: органы местного самоуправления должны еще доказать, что терпели убытки.

Не отсутствие денег, а необходимость постоянно просить их у Минфина вызывает недовольство на местах, полагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Реформа по разграничению полномочий шла под лозунгом "надо четко разграничить полномочия и финансы", напоминает он. Полномочия разграничили, а своих денег у регионов так и не появилось.