ООН больше не считает Чечню, Ингушетию и другие северокавказские республики России зоной бедствия и поэтому сворачивает гуманитарные проекты Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарной помощи Джон Холмс
ВСЕ ФОТО
 
 
 
ООН больше не считает Чечню, Ингушетию и другие северокавказские республики России зоной бедствия и поэтому сворачивает гуманитарные проекты
Архив NEWSru.com
 
 
 
Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарной помощи Джон Холмс
Assembly-weu.org
 
 
 
Начиная с 2000 года стоимость гуманитарных проектов ООН на Северном Кавказе превысила 200 миллионов долларов
НТВ

ООН больше не считает Чечню, Ингушетию и другие северокавказские республики России зоной бедствия и поэтому сворачивает гуманитарные проекты. Об этом сообщает РИА "Новости", ссылаясь на замглавы международного комитета Совета Федерации Василия Лихачева. Тот заявил об этом после встречи с заместителем генерального секретаря ООН по гуманитарной помощи Джоном Холмсом. Официального подтверждения этой информации со стороны ООН пока нет.

"ООН уходит с Северного Кавказа, признавая тем самым стабилизацию в этом регионе, как политическую, так и социально-экономическую", - заявил российский сенатор.

По его словам, это было взаимное встречное движение как со стороны России, так и со стороны ООН. "Чечня, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия больше не нуждаются во внешней гуманитарной помощи, они стали самодостаточны, хотя еще не все проблемы решены", - отметил Лихачев. При этом нехватка местных бюджетов для окончательного обустройства беженцев, будет компенсирована из федерального бюджета.

Начиная с 2000 года стоимость гуманитарных проектов ООН на Северном Кавказе превысила 200 миллионов долларов. В основном они были направлены на содержание лагерей вынужденных переселенцев из Чечни, возведение жилища для них в Ингушетии, а также на программу их возвращения в Чечню.

Полпред президента РФ в Южном федеральном округе назвал решение ООН целесообразным: республики региона самодостаточны, там и просиходит улучшение политической и социально-экономической ситуации. "Мы сами себе можем помочь во много крат эффективнее, - сказал Григорий Рапота в интервью ИТАР-ТАСС.

Правозащитники: все гораздо хуже, чем докладывают

Между тем, по оценке эксперта Московской Хельсинкской группы, председателя "Комитета по защите прав вынужденных переселенцев" Асламбека Апаева, положение вынужденных переселенцев ингушской национальности из поселка Майский и поселка Новый (Северная Осетия) все ухудшается, передает "Кавказский узел".

"Я возмущен бездействием осетинских властей в решении проблем вынужденных переселенцев. Люди поставлены на грань выживания, доведены до крайности. Одни из них вынуждены проживать под открытым небом или в вагончиках уже на протяжении десятка лет, - сообщил он.

Как сообщил Асламбек Апаев, в Майском осталось на проживании 11 семей (около 50 человек). Вынужденные переселенцы готовят обращение в Европейский суд по правам человека. В данный момент дело стоит только за сбором соответствующих документов.

Вместе с тем, в июле этого года жители села Чермен и других населенных пунктов Пригородного района Северной Осетии обратились к Генсеку ООН Пан Ги Муну, Верховному комиссару СЕ по правам человека, Верховному комиссару ООН по правам человека, президенту Международной Хельсинкской федерации, председателю Московской Хельсинкской группы по правам человека. Люди жаловались на действия федеральных и местных властей: несмотря на постоянно декларируемые Законы и Постановления, никто не заинтересован в реальном решении вопроса безопасного проживания ингушей на территории Пригородного района, говорится в обращении.

По данным на июнь 2007 года, в Республике Ингушетия официально зарегистрировано 15 тысяч вынужденных переселенцев, проживающих, в основном, в частном секторе. По словам главы представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) на Северном Кавказе Джо Хегенауэра, ежегодно проводится сверка данных.

Более 20 тысячам беженцев из Чеченской Республики оказана помощь строительными материалами, а также сборно-щитовыми домами по линии УВКБ ООН. Джо Хегенауэр считает, что на сегодняшний день эта программа уже не актуальна.

В последнее время в республике произошли кардинальные изменения в социально-экономической сфере. Буквально из руин поднимаются многоэтажные дома, восстанавливается частный сектор, создаются рабочие места, людям оказывается медицинская помощь на высоком уровне и это самое главное, - отмечает он.

Сегодня в Чечне работает 9 центров по линии УВКБ ООН, где оказывается помощь заявителям, нуждающимся в юридической консультации. Число обратившихся составляет более 7 тысяч человек за год.

Следует отметить, что после 1999 года начался непрекращающийся и по сей день массовый отток людей из горных сел Чечни. Условия их жизни на равнине сегодня крайне тяжелые.

По словам представителя Комитета "Гражданское содействие" Елены Буртиной, практически во всех случаях причиной исхода людей из гор было насилие со стороны военных. Согласно опросам, каждая четвертая семья потеряла кого-то из близких в ходе боевых действий, почти каждый мужчина прошел через побои. "Больше всех людей выехало после 2002 года. Теперь возвращаться в горы страшно", - говорит Елена Буртина.

По итогам опроса правозащитников "Кавказский узел" отмечает, что дома горцев были разрушены уже поле того, как все жители покинули села. То есть отсутствие дома отнюдь не было причиной бегства.

Помощь внутренне перемещенные люди получают на сегодняшний день лишь от гуманитарных организаций, среди которых - Датский совет по беженцам. Из-за отсутствия определенного статуса такие люди практически лишены государственной поддержки. Более того, по словам Буртиной, власти скорее мешают, нежели оказывают помощь.

По словам экспертов, на сегодняшний день постоянную работу среди беженцев из горных селений имеют члены лишь девяти семей - 11 человек. Остальные существуют за счет сезонных заработков.