Госдума РФ приняла в третьем, заключительном чтении закон о неправительственных общественных организациях, упорядочивающий их деятельность За принятие этого закона проголосовали 357 депутатов, против - 20, воздержались – 7 человек
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госдума РФ приняла в третьем, заключительном чтении закон о неправительственных общественных организациях, упорядочивающий их деятельность
Телекомпания Эхо
 
 
 
За принятие этого закона проголосовали 357 депутатов, против - 20, воздержались – 7 человек
Телекомпания Эхо
 
 
 
Отметим, закон предусматривает внесение поправок в четыре действующих законодательных акта: Гражданский Кодекс РФ и три закона - "О закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)", "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организаци
Архив NEWSru.com

Госдума РФ приняла в третьем, заключительном чтении закон о неправительственных общественных организациях, упорядочивающий их деятельность.

Произошло это на последнем в этом году пленарном заседании, отмечает "Интерфакс". За принятие этого закона проголосовали 357 депутатов, против - 20, воздержались – 7 человек.

Отметим, закон предусматривает внесение поправок в четыре действующих законодательных акта: Гражданский Кодекс РФ и три закона - "О закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)", "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях".

- Законопроект об НПО в деталях
- Инопресса: российский закон об НПО - тиски и удушение гражданского общества

Теперь Совет Федерации должен рассмотреть Закон о неправительственных организациях. Как сообщили радиостанции "Эхо Москвы" в верхней палате парламента, последнее заседание намечено на 27 декабря. Именно в этот день закон о неправительственных организациях, скорее всего, будет рассмотрен.

Во втором чтении проект закона был принят палатой в среду, 21 декабря. Во время его обсуждения глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов отметил, что документ был существенно доработан с учетом заключения президента РФ, мнения членов Общественной палаты, представителей российских и иностранных общественных организаций. Примечательно было то, что в таблице поправок, рекомендованных к принятию, было много предложений от независимых депутатов.

После второго чтения закон стал менее одиозным, соглашаются эксперты. Однако и в таком виде он все равно неприемлем, утверждают независимые парламентарии. А Олег Смолин из фракции КПРФ сказал, что "теперь некоммерческие организации предлагают четвертовать только наполовину". Этот же депутат предлагал уступить просьбе представителей Общественной палаты и перенести рассмотрение законопроекта до тех пор, пока новый орган не будет сформирован. Однако эта инициатива не нашла поддержки у представителей "Единой России".

Перед голосованием Олег Смолин заявил, что фракция КПРФ в полном составе не поддержит принятие этого закона. Депутат отметил, что этот закон дает возможность бюрократии необоснованно преследовать НПО. "Сегодня в полном составе будет сформирована Общественная палата, и давайте дождемся ее заключения на этот законопроект", - предложил депутат.

Отвечая ему, представитель фракции ЛДПР Алексей Митрофанов подчеркнул, что, не желая голосовать за закон об НПО, "коммунисты тем самым подтверждают, что окончательно стали прозападными демократами". "Вы ведете антинациональную линию", - сказал Митрофанов.

Окончательное принятие Госдумой РФ закона о некоммерческих и неправительственных организациях подверг критике генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. По его мнению, "принятие этого закона свидетельствует о том, что Россия переходит от авторитаризма к тоталитаризму". "Это тот случай, когда необходимость закона равна нулю, а вред очень большой", - сказал Яковенко в пятницу "Интерфаксу".

Со своей стороны председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова высказала мнение, что появление этого законопроекта в Госдуме стало одним из негативных моментов в ситуации с развитием гражданского общества в 2005 году. "Наступление на гражданское общество в виде этого законопроекта - это минус", - сказала Памфилова, отметив, что "плюсом стала реакция гражданского общества на этот законопроект".

В свою очередь, председатель Федерального политсовета СПС Никита Белых еще после принятия Госдумой РФ во втором чтении законопроекта вынес вердикт: "под лозунгом борьбы с терроризмом и отмыванием денег устанавливается контроль над гражданским обществом".

Теперь правозащитники готовы дойти с жалобой до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. "Мы не смиримся с этим законом. Он ограничивает наши конституционные права", - сказала председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.

Инопресса: российский закон об НПО - тиски и удушение гражданского общества

Принятый, несмотря на сопротивление многих организаций, законопроект об усилении государственного контроля над неправительственными организациями вызывает много нареканий. Хотя в первоначальный вариант были внесены некоторые изменения, тон представителей неправительственных организаций остался негативным: государству, в особенности вездесущей российской бюрократии, этот закон дал в руки бесчисленное количество новых инструментов, при помощи которых можно регулировать работу неправительственных организаций, мешать им, чинить препятствия или просто не давать работать, считают они.

Законопроект был обоснован авторами тем, что российскому государству необходимы инструменты, чтобы положить конец деятельности тех, кто под прикрытием неправительственных организаций подготавливает террористические операции или занимается отмыванием денег. Центральными в новом законе являются положения об обязанности НПО регистрироваться, а также предоставление государственным учреждениям возможности контролировать денежные потоки.

Оценивая российский закон о неправительственных организациях, иностранная пресса полагает, что фактически законопроект устанавливает тиски для гражданского общества. Как пишет немецкая Neue Zurcher Zeitung, несмотря на некоторые послабления для иностранных организаций по сравнению с первоначальным вариантом, закон дает государству возможность полностью контролировать этот важный сектор гражданского общества. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

В отличие от первого варианта законопроекта, который был представлен на рассмотрение в парламент в конце ноября, по новому закону иностранные организации теперь не обязаны регистрироваться как российские правовые объединения. Они только должны проинформировать Центральную регистрационную палату о своем существовании. Если в предыдущем варианте иностранцам было запрещено работать в российских НПО, то сейчас это положение было отменено.

Еще перед голосованием в Думе некоторые представители НПО подчеркнули, что в целом этот закон, несмотря на улучшения для иностранных организаций и иностранных членов, только подвергнет важный сектор гражданского общества произволу бюрократии. С террористической деятельностью и отмыванием денег можно эффективно бороться и при помощи существующих законов, пытались доказать противники этого законопроекта – однако напрасно.

Новые поправки смягчили условия, заявленные для международных организаций, таких как Human Rights Watch и Amnesty International. Эти организации сумели использовать свой авторитет в мировом сообществе для того, чтобы повлиять на Кремль. Но вы увидите другую картину, если посмотрите на российские правозащитные организации, например "Мемориал", которые проводят кампании против нарушения прав человека в Чечне. Новый законопроект делает также более уязвимыми НПО, которые занимаются проблемами защиты прав человека и охраны окружающей среды, и это является признаком дальнейшего удушения гражданского общества в России.

Между тем, пишет британская газета The Daily Telegraph, положения этого законопроекта, даже в новом варианте, взваливают на НПО изнурительное бремя отчетности и ставят их под угрозу закрытия, если они будут подрывать "суверенитет, независимость, территориальную целостность, национальное единство и самобытность, культурное наследие и национальные интересы". Подобная широкая трактовка – это классический пример авторитаризма. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Как пишет немецкая газета, настоящей целью этого закона является намерение дать государству действенное оружие, при помощи которого можно будет предотвратить так называемые "цветные революции". Действительно, на протяжении последних двух лет российская элита с растущим ужасом наблюдала за событиями в Грузии, на Украине и в Киргизии, где долгое время бывшие у власти кланы, которые, казалось, крепко держали власть в своих руках, были отстранены от власти из-за серьезных махинаций на выборах.

По словам политологов, которые по поручению российских элит исследовали перевороты, в основном именно благодаря усилиям иностранных и финансируемых из-за границы НПО удались протестные кампании, в результате которых Михаил Саакашвили пришел к власти в Тбилиси, а Виктор Ющенко – в Киеве. Уже вскоре после победы Ющенко на Украине так называемые политтехнологи потребовали разработать "контрреволюционную стратегию", главной задачей которой должно было стать наблюдение за иностранными организациями и иностранным финансированием местных НПО.

Текст, который был одобрен под давлением Кремля, подвергся жесткой критике как в России, так на международной арене. Общественная палата, созданная Путиным, потребовала переноса голосования, чтобы более подробно обсудить последствия принятия этого документа. Но Дума захотела проголосовать до Рождества. Американский президент Джордж Буш говорил об этом законе с Путиным во время встречи в Корее, напоминает Corriere della Sera. Несомненно, подобным образом Кремль рассчитывает блокировать возможное политическое вмешательство ввиду парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года.

Элвин и Хейди Тоффлер, которые 20 лет назад по просьбе Михаила Горбачева помогали организовывать первые НПО в России, утверждают, что "мы являемся свидетелями начала исторически важного конфликта, вызова, который бросают НПО роли, правам и властям народов и государств". (Перевод на сайте Inopressa.ru.) Оба деятеля считают все это весьма тревожными знаками и поднимают проблему легитимности этих организаций. По их мнению, эти организации добиваются легитимизации в ходе деятельности, которая длится годами и получает широкое одобрение. Достаточно вспомнить о таких организациях, как Greenpeace, WWF, Human Rights Watch или "Врачи без границ" (Medecins sans frontiers).

Новый закон наносит удар по всем группам, даже по тем, которые занимаются лишь гуманитарной деятельностью. Руководители этих структур пребывают в сильном волнении. Екатерина Бермант, глава фонда "Детские сердца" (Children's Hearts), занимающегося больными детьми, очень обеспокоена: "Если по причине поспешных решений депутатов нам не удастся собрать за границей необходимые средства, многие жизни окажутся в опасности. Никакой закон не стоит жизни даже одного ребенка".

Более того, западная пресса связала дискуссии, развернувшиеся вокруг закона об НПО с прекращением трансляции передач BBC и Deutsche Welle. Пока не ясно, почему российское правительство сделало это. Хозяев Кремля раздражает манера подачи новостей на радиостанциях, которые пытаются быть объективными? От российского правительства сейчас можно ожидать всего. Российский парламент значительно ограничил возможности НПО. При таких обстоятельствах закрадывается подозрение, что Москва теперь хочет заставить замолчать и независимые русскоязычные каналы вещания немцев и британцев, пишет Die Welt. Хотя, возможно, дело только в деньгах, и играет роль увеличение платы при продлении лицензий. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Законопроект об НПО в деталях

Законопроектом конкретизируется порядок государственной регистрации российских и иностранных НПО и определяется перечень необходимых документов для этого. В частности, для иностранных НПО вводится уведомительный характер регистрации, которая, однако, проводится не в МИД, как это осуществляется до настоящего времени, а в специальной федеральной регистрационной службе.

При этом те иностранные НПО, которые в настоящее время не являются российскими юридическими лицами, могут продолжать работу с прежним статусом. Перерегистрация иностранных НПО не требуется, однако они должны подать уведомление в регистрационную службу не позднее шести месяцев со дня вступления в силу закона об НПО. Закон же вступает в действие через 90 дней со дня его официального опубликования.

Федеральная регистрационная служба не вправе самостоятельно проверять финансовую деятельность НПО, но в случае необходимости может попросить об этом налоговые органы, финансово-кредитные организации или правоохранительные органы.

Принятой поправкой к законопроекту отмечается, что "структурное подразделение иностранной НПО информирует уполномоченный орган об объемах получаемых финансовых средств, их предполагаемом распределении, целях использования и фактическом расходовании". Кроме того, иностранное НПО в случае получения запроса должно документально подтвердить, что выделенные им финансовые средства на конкретные программы получены российскими физическими или юридическими лицами.

Законопроектом устанавливается запрет на действие НПО, включая иностранные, в закрытых административных территориальных образованиях (ЗАТО). В случае отказа в регистрации НПО, включая иностранные, могут обжаловать это решение в судебном порядке.

Законопроектом устанавливается, что в государственной регистрации НПО может быть отказано, "если цели ее создания противоречат Конституции и законодательству РФ; создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ".

Законопроект также устанавливает, что проверка деятельности НПО может производиться Федеральной регистрационной службой не чаще одного раза в год.