Офицеры московского ФСБ наняли ветеранов Донбасса, чтобы ловить контрабандистов айфонов "Медузе" удалось познакомиться с материалами уголовного дела, в котором сотрудников ФСБ обвиняют в создании преступного сообщества, состоящего из участников боевых действий в Донбассе
 
 
 
Офицеры московского ФСБ наняли ветеранов Донбасса, чтобы ловить контрабандистов айфонов
Pixabay.com
 
 
 
"Медузе" удалось познакомиться с материалами уголовного дела, в котором сотрудников ФСБ обвиняют в создании преступного сообщества, состоящего из участников боевых действий в Донбассе
Moscow-Live.ru

"Медузе" удалось познакомиться с материалами уголовного дела, в котором сотрудников ФСБ обвиняют в создании преступного сообщества, состоящего из участников боевых действий в Донбассе. По версии следствия, эта банда была создана, чтобы нападать на другую группировку, которая занималась контрабандой "серых" айфонов и других гаджетов в посылках из США и Германии. Главные фигуранты двух уголовных дел в результате оказались на свободе, а в СИЗО остались только их помощники.

Утром 7 декабря 2016 года группа людей с оружием, в черных масках и однотипной униформе провела обыск в доме Владимира Аристархова, который впоследствии признал вину в организации незаконных схем по уклонению от таможенных платежей при ввозе в Россию айфонов и других гаджетов в посылках. При обыске оперативники настояли, чтобы все живущие в доме члены большой семьи собрались на кухне, сдали свои телефоны и не смели звонить адвокатам. А после того, как жена Аристархова выбросила в купель жесткий диск, содержавший файлы с трекинговыми номерами посылок и другой информацией, Аристархова заставили выудить его оттуда.

В итоге у него изъяли десятки почтовых коробок с айфонами, айпадами, макбуками, камерами GoPro, квадрокоптерами и другими гаджетами на сумму более 27 миллионов рублей. Спецоперацию проводили сотрудники 2-го отдела Службы контрразведывательного обеспечения объектов транспорта и связи (СКРООТС или Служба КРООТС) управления ФСБ по Москве и Московской области. Служба КРООТС занимается оперативной работой на территории аэропортов, вокзалов, железнодорожных станций и других транспортных объектах в московском регионе, а также курирует компании, связанные с транспортировкой грузов и пассажиров.

В суде обвиняемый и его подельники подтвердили, что все гаджеты ввезены в Россию без уплаты таможенных платежей, с помощью посылок, отправленных из США и Европы на вымышленные имена российских граждан, а в схеме их получения участвовали сотрудники таможни и "Почты России". При этом дело против Аристархова по части 4 статьи 194 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбудили только в сентябре 2017-го - то есть почти через год после обысков в его доме, которые официально назывались оперативно-розыскными мероприятиями.

По версии суда, Владимир Аристархов и его сообщники Александр Марченко, Вячеслав Белоусов и Владислав Сагайдак вместе с неназванным сотрудником таможни организовали мошенническую схему для контрабанды техники в международных посылках по подложным документам. Они находили в интернете неких "неустановленных лиц", готовых заработать на отправке товаров в Россию и передавали им копии паспортов с вымышленными данными несуществующих получателей посылок в России и деньги на покупку техники в американских онлайн-магазинах. Затем товары пересылали с помощью почтовых сервисов Shipito, Meest и Sadko. После этого Белоусов, Марченко и Сагайдак отправляли по электронной почте трекинговые номера посылок Аристархову, который, используя свои обширные связи, обеспечивал беспрепятственное прохождение товаров через таможню и их получение в отделениях Домодедовского и Люберецкого почтамтов.

Благодаря этим же связям Аристархов нашел сотрудников "Почты России", которые в нарушение инструкций забирали посылки для вымышленных получателей в разных отделениях двух почтамтов. Потом курьеры доставляли посылки Аристархову, который вел общий учет поставок и через тех же сотрудников "Почты России" передавал технику на склады неназванного предпринимателя для продажи. Если посылка приходила с таможенным уведомлением, Аристархов использовал свои связи на таможне, чтобы выпускать такие отправления без уплаты пошлин и личного присутствия получателя. Для этого он вышел на некоего сотрудника Каширского таможенного поста.

Рыночную стоимость изъятых у Аристархова посылок с "серым" импортом в день рейда таможенная экспертиза оценила в 27 миллионов рублей. Также выяснилось, что посылки были отправлены в Россию из США и Германии в течение трех месяцев, с 29 августа по 25 ноября 2016 года. От многих из них у Аристархова оставались только пустые упаковки с трекинговыми номерами - судьбу их содержимого из материалов дела узнать не удалось, и в общую стоимость изъятого экспертиза их не включила. Таким образом, общая стоимость переправленных по каналу контрабанды товаров за доказанный следствием период (с середины 2015 года по декабрь 2016-го), с учетом уже перепроданных, похищенных при обыске или не изъятых по каким-то другим причинам, могла исчисляться сотнями миллионов рублей. В итоге Аристархова освободили от уголовной ответственности, приговорив лишь к небольшому штрафу.

По оценкам экспертов Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), нелегально ввезенные в Россию смартфоны составляют около 10% от общего объема импорта, или 4,69 миллиона единиц в год на сумму около 32,1 миллиарда рублей. Большую часть таких устройств продают конечным покупателям через мелкие несетевые розничные точки и интернет-магазины. Два бывших сотрудника таможни рассказали "Медузе", что такие схемы с почтовыми отправлениями остаются популярным способом ввоза гаджетов из США.

Менеджер одной из российских компаний, торгующей смартфонами и ноутбуками, объяснил изданию, что обычные "серые" мобильные устройства ввозятся в страну гораздо более крупными партиями. По его словам, способом, описанным в деле Владимира Аристархова, обычно покупают технику на деньги, украденные хакерами с кредитных карт в США, либо приобретают телефоны, которые предназначены только для работы внутри Америки - они стоят дешевле обычных, но не будут работать без сим-карт оператора, к которому привязаны. После переправки в Россию с этих устройств кустарным образом снимают блокировку, и они продаются в розницу как обычные телефоны.

Отдельные подозрения у специалистов вызывает наличие в списке изъятого нескольких подарочных карт американских онлайн-магазинов. Часто хакеры крадут данные именно таких карт или покупают их на данные ворованных банковских карт, чтобы сделать схему менее заметной для онлайн-магазинов. Хотя почти все смартфоны, планшеты и ноутбуки, изъятые у Аристархова, предназначены для продажи в США, а некоторые из них могут использоваться исключительно с сим-картами местных мобильных операторов, большая часть посылок пришла в Россию из Германии.

Собеседник "Медузы" в одной из компаний по кибербезопасности уточнил, что закупки смартфонов - только часть цепочки по отмыванию денег с похищенных банковских карт. По его словам, проблема со скупкой на украденные деньги такого дорогостоящего и удобного для пересылки товара, как смартфоны, ноутбуки и разнообразные гаджеты, в том, что устройство может быть заблокировано настоящим владельцем или продавцом, как только будет впервые подключено к интернету. Чтобы решить эту проблему, гаджеты свозятся в одно место, где из них извлекают чипы шифрования и перепродают посредникам, которые, в свою очередь, после снятия блокировок перепродают электронику розничным торговцам на крупных московских рынках. А данные американских банковских карт активно продаются на подпольных онлайн-форумах. При этом российские карты на крупных кардерских онлайн-рынках - редкость: известно, что российские банки находятся под запретом для хакеров, которым покровительствует ФСБ.

В октябре 2019 года было возбуждено уголовное дело о бандитизме, в числе фигурантов которого оказались два сотрудника СКРООТС и несколько других участников обыска по делу Аристархова. Как следует из материалов этого дела, накануне рейда оперативник СКРООТС Антон Барякшев обратился за помощью в офис организации "Е.Н.О.Т. корп", предложив ее сотрудникам выступить в роли спецназовцев. Хотя в украинских и российских СМИ к их названию часто добавляют аббревиатуру ЧВК, известно, что в реальности "еноты" не участвовали ни в каких боевых действиях в качестве частной военной компании. Лидер организации Роман Теленкевич подчеркнул, что совместную операцию против Аристархова согласовал начальник знакомых "енотам" работников ФСБ, которого он называл "Череп".

Спустя сутки после рейда на дом семьи Аристарховых они снова собрались в своем штабе на Большой Никитской, где Теленкевич передал товарищам "в благодарность от ФСБ" деньги (от 20 тысяч до 200 тысяч рублей), смартфоны и технику. При этом многие отказывались от "подарков" или предлагали оставить их для нужд организации. Часть гаджетов в итоге продали на Avito для пополнения общей кассы. Теленкевич также подарил по айфону главе "Союза добровольцев Донбасса" Александру Бородаю и его заместителю Роману Леньшину. Комментировать эти показания Бородай отказался, сославшись на "лживые публикации" "Медузы" о деятельности "Союза добровольцев Донбасса".

Кроме техники, изъятой во время рейда у Владимира Аристархова, оперативники ФСБ конфисковали множество техники из боксов логистического комплекса "Самосклад" и в офисе на территории бизнес-центра Loft Ville на Павелецкой набережной. Помимо смартфонов, там были фотокамеры, эхолоты, металлоискатели и квадрокоптеры. Значительную часть изъятого на складе забрал себе оперативник СКРООТС Антон Барякшев, оставив часть ее "енотам".

Летом 2017 года расследовавшие схему Аристархова оперативники Александр Мрищук и Антон Барякшев провели выемку в одном из офисов на рынке "Горбушка". Понятыми были "еноты" Василий Минчик и Кирилл Зайнутдинов. "Новая газета" в своей публикации называла обыск на "Горбушке" возможным поводом для преследования участников организации. Однако собеседник "Медузы", долгое время работающий на "Горбушке", утверждает, что сами по себе обыски и рейды - привычное дело для местных сотрудников и предпринимателей.

В публикации "Новой газеты" упоминался некий сервер с ценной информацией, изъятый с участием "енотов" на "Горбушке": якобы именно он стал причиной давления на следствие и последующих уголовных дел на членов "Е.Н.О.Т. корп". Согласно показаниям Минчика, тогда сервер с нужной следствию информацией действительно опечатали и изъяли. Был ли изъятый компьютер связан с расследованием о почтовой пересылке гаджетов или нет, в протоколах допросов не уточняется, но дело против Аристархова, Марченко, Белоусова и Сагайдака возбудили уже после этого, в сентябре 2017 года.

Как утверждали источники "Коммерсанта", изначально инициаторы расследования рассчитывали на большое уголовное дело с привлечением сотрудников "Почты России" и таможни, а также возможным обвинением участников схемы в создании организованного преступного сообщества (статья 210 УК с наказанием до 20 лет заключения), но в прокуратуре согласились только на квалификацию по части 4 статьи 194 УК (уклонение от уплаты таможенных сборов).

Почти сразу после возбуждения дела в отношении Аристархова сотрудники ММСУТ провели обыск в доме бывшего начальника Люберецкого почтамта Ивана Цыганка, через подчиненных которого проходил основной поток контрабанды. Как уточняется в опубликованном решении Раменского суда, во внедорожнике Toyota Land Сruiser Цыганка изъяли 23 патрона от автомата Калашникова калибра 5,45 мм. Против Цыганка возбудили дело о незаконном хранении оружия и боеприпасов и уволили его с должности в декабре 2016 года.

Также "еноты" Теленкевич, Минчик и Зайнутдинов рассказали, что в ноябре 2017 года получили от Антона Барякшева задание поучаствовать в наблюдении за неким человеком, который "занимается противоправной деятельностью, связанной с финансами и получением мошенническим способом больших сумм денег". Как уточнил Барякшев, этот человек якобы уже находился в розыске по уголовному делу и в случае установки места его проживания "еноты" будут привлечены к обыску и смогут присвоить себе часть изъятых денег и техники. Однако в декабре 2017 года информация о слежке стала известна начальству Барякшева, и в СКРООТС началась проверка: по данным ФСБ, это могло произойти, если объект разработки был под защитой их более влиятельных коллег.

Хотя в материалах уголовного дела сказано, что Мрищук и Барякшев создали преступное сообщество "не позднее 24 ноября 2016 года", уголовные дела по факту событий декабря 2016 года возбудили только в сентябре 2019 года, а расследуются они в краснодарском региональном управлении СК, хотя обычно такие дела берет на себя военное следственное управление Следственного комитета в Москве. Два сотрудника ФСБ заверили, что привлечение общественных объединений для участия в подобных мероприятиях, в том числе в качестве силовой поддержки, давно стало нормой во многих подразделениях спецслужбы. То же касается и применения угроз и "неопасного для жизни и здоровья" насилия, а также присвоения ценностей, добытых во время обыска. По мнению собеседников "Медузы", само по себе это вряд ли стало бы поводом для уголовного преследования.

Три из четырех основных эпизодов преступной деятельности, вменяемых банде под руководством сотрудников ФСБ, связаны именно с расследования дела Аристархова: разбойное нападение на его дом, где во время операции пропали четыре миллиона рублей; нападение на курьера Аристархова возле комплекса "Самосклад", где похитили 1,8 миллиона рублей, не внесенных в протокол, а также кража гаджетов во время оперативно-разыскных мероприятий в офисе бизнес-центра Loft Ville на сумму более миллиона рублей.

Единственном формальным объяснением того, что расследование беспрецедентного дела о банде под руководством сотрудников московского управления ФСБ ведут именно кубанские следователи, оказалось то обстоятельство, что о преступной деятельности "енотов" стало известно только после признательных показаний Василия Минчика, задержанного полицейскими в Туапсе, где проживает фигурант еще одного дела о вымогательстве, также возбужденного против "енотов".

Два собеседника "Медузы", знакомых с ходом расследования дела "енотов", считают "краснодарский эпизод" дела "спланированной провокацией", чтобы перенести последующее расследование из Москвы в регион, удобный оперативникам Управления собственной безопасности ФСБ. Один из знакомых Дениса Карабана, который проходит вместе с ними по делу о бандитизме, рассказал, что с самого начала расследования от Карабана и Василия Минчика требовали показаний на Теленкевича по эпизодам с обысками у Аристархова. Карабан при этом не дает изобличающих себя и товарищей показаний, и настаивает, что на момент большинства вменяемых "енотам" преступлений проходил службу в военной разведке. При этом протоколы допросов других участников "ЕНОТ корп" местами выглядят как дословные цитаты из Уголовного кодекса, подогнанные под статьи о бандитизме и организованном преступном сообществе.

Первым нужные показания в декабре 2018 года дал Минчик. Тогда же в Рязани задержали и, по словам его знакомых, избили Романа Теленкевича. Бойцы СОБР при задержании ломали стекла в автомобиле с Теленкевичем кувалдой, а когда инструмент сломался, избили его древком. Но тогда, после беседы с сотрудниками центрального аппарата ФСБ, его отпустили, а уже в феврале 2019 года доставили для ареста в Краснодар. В краснодарском СИЗО Теленкевич вскоре начал давать показания и на себя, и на товарищей.

На основе показаний Теленкевича и Минчика в сентябре 2019 года к делу о вымогательстве добавили эпизоды с имуществом Аристархова и назвали их действиями, совершенными в составе организованной преступной группы и вооруженной банды. К октябрю к обвиняемым добавились офицеры Александр Мрищук и Антон Барякшев, а также восемь "енотов". В ноябре арестованных было уже 11 человек, и следствие намерено продолжить аресты.

В июле 2018 года суд по ходатайству прокуратуры освободил от уголовной ответственности начальника Люберецкого почтамта Ивана Цыганка, назначив судебный штраф в 50 тысяч рублей. Фигурантом дела об уклонении от таможенных платежей он так и не стал. Адвокат Цыганка отказался обсуждать с "Медузой" обстоятельства того дела, а также "беспокоить клиента", передавая ему вопросы от журналистов. Как выяснилось из репортажа телеканала "Дождь", сын бывшего начальника почтамта проходит обвиняемым по делу оперативников раменского отдела полиции, которые подбрасывали наркотики задержанным. Цыганок-младший дал показания на своего начальника и ждет окончания следствия под домашним арестом.

В начале 2019 года похожее решение Люберецкий суд принял и по делу Аристархова. В этом случае фигуранты дела заплатили по 200 тысяч рублей штрафа - вместо грозившего им наказания до 12 лет лишения свободы. В августе 2019-го Мособлсуд подтвердил решение нижестоящей инстанции, а также вернул Аристархову все изъятое. На этом настаивал не только Аристархов, но и прокуратура.

В сентябре 2019 года Аристархова и его сообщников допросили уже в качестве потерпевших по делу против сотрудников ФСБ. Три полных тезки подельников Аристархова - Белоусов, Марченко и Сагайдак - зарегистрировали ООО "Кидви", реквизиты которой указаны на сайте запущенного тогда же сервиса по поиску кружков для детей. Единственный упоминающийся в деле таможенник к моменту передачи дела Аристархова в суд для следствия бесследно исчез, а замначальника 2-го отдела Московского межрегионального следственного управления СК на транспорте Рахматулин, руководивший следствием по делу Аристархова, уволен и не желает общаться с журналистами.

Спустя 15 дней после ареста Александр Мрищук был освобожден из-под стражи, что в правоохранительных органах объясняют наличием влиятельных родственников. Полный тезка отца Мрищука, нашелся среди руководства ПАО "ФСК ЕЭС": до 2004 года он служил в структурах Минобороны, а сейчас занимает пост директора по безопасности филиала "Магистральные электрические сети Центра". В ФСБ заявляют, что служба в Минобороны и работа на посту директора по безопасности госкомпании может совмещаться со службой в контрразведке.

Между тем еще один из фигурантов дела, 25-летний Алексей Коновалов, продолжает оставаться под стражей. В 2013 году он стал участником организации "енотов" и начал администрировать сайт и заниматься "информационной работой". Началась эта работа с после первой и единственной поездки в Донбасс в ноябре 2014 года, где Коновалов снимал на камеру распределение "енотами" гуманитарной помощи. Интересно, что на допросе Коновалов охарактеризовал вышедшего на свободу Александра Мрищука как человека, с которым "нужно быть аккуратным, не разговаривать ни о чем".

Знакомый большинства арестованных "енотов" фотограф Игорь Старков полагает, что к моменту арестов организация фактически перестала существовать, а последнюю волну арестов, в которую попал Коновалов, называет "явным перебором". Между тем сообщается, что краснодарские следователи планируют привлечь по делу еще больше людей, помимо 11 уже арестованных.