Подготовку к июльскому саммиту G8 омрачают визовые проблемы главы инвестфонда Hermitage
 
 
 
Подготовку к июльскому саммиту G8 омрачают визовые проблемы главы инвестфонда Hermitage
AP Photo

Визовые препятствия, чинимые российской стороной управляющему ведущего иностранного инвестиционного фонда в России Hermitage Capital Management Биллу Броудеру, которому было отказано во въезде в страну на основании закона, запрещающего въезд иностранцам, представляющим угрозу национальной безопасности, могут омрачить подготовку к июльскому саммиту мировых лидеров в Санкт-Петербурге.

Британец американского происхождения, которому отказали во въезде в московском аэропорту "Шереметьево" в ноябре прошлого года, не получил никаких объяснений. Его делом занялся министр иностранных дел Джек Стро, а источники The Times, близкие к Даунинг-стрит, намекают, что советники Тони Блэра по саммиту G8 добиваются включения проблем менеджера в повестку дня.

Броудер - неожиданный объект недовольства Кремля. Успешный, но независимый фондовый менеджер, ведущий агрессивную кампанию за совершенствование управления российскими компаниями, он является откровенным сторонником президента Путина, нередко защищающим российского лидера и его политику в выступлениях и публикациях в западной прессе. Так почему же фанату Путина отказали во въездной визе в Россию, задается вопросом издание.

Московское инвестиционное сообщество обескуражено решением закрыть въезд Броудеру. Его громкие кампании, по мнению некоторых, являются причиной запрета на въезд. Но его дело необычно затянулось, считает Рональд Нэш, глава аналитического отдела в Renaissance Capital. "Конца пока не видно", – сказал он.

О его деле проинформировали ведущих российских чиновников, включая министра финансов Алексея Кудрина, министра экономики Германа Грефа и министра иностранных дел Сергея Лаврова, пишет британская газета. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Сам Броудер заявил The Times, что надеется получить возможность вернуться в Москву: "Мы находимся в контакте с рядом российских правительственных чиновников, и они дают понять, что дело будет, в конце концов, решено".

Однако в российских органах безопасности распространена коррупция, и отказ во въезде часто используется как инструмент в деловых спорах. У российских министров, симпатизирующих иностранным инвестициям и реформам, нет влияния на ФСБ, отмечает издание.

Ранее сообщалось, что британская сторона просит российские власти пересмотреть это решение. "Глава МИД Великобритании и министр по делам Европы британского правительства уже обсуждали этот вопрос со своими российскими коллегами, британский посол в Москве Тони Брентон также несколько раз обращался к российским властям с просьбой пересмотреть это решение", - заявил представитель посольства Великобритании в Москве.

"Мы выразили нашу озабоченность. Г-н Броудер посещал Россию в течение многих лет и управляет многомиллионными активами в России", - сказал представитель дипмиссии.

Инцидент с отказом Броудеру во въезде в РФ "никак не отразился на работе фонда, объем которого увеличился на 43% с того момента, как он произошел", говорится в пресс-релизе Hermitage Capital. Бизнес фонда продолжает нормально работать, утверждают в Hermitage.

Билл Броудер и Фонд Hermitage

Международный инвестиционный фонд Hermitage Capital Management является ведущим портфельным инвестором в России с активами стоимостью 4,1 млрд долларов, четвертью того, чем управляют американские фонды. Фонд работает в России около 10 лет.

Hermitage Capital является миноритарным акционером "Газпрома", а Броудер вложил 1,3 млрд долларов в создание российского инвестиционного фонда. Броудер и его коллеги ежегодно подвергают газовый гигант неофициальной аудиторской проверке, обвиняя бывших менеджеров в мошенничестве и расхищении активов.

Были развернуты кампании и против энергетической компании "Сургутнефтегаз", национального банка "Сбербанк" и электроэнергетической компании "ЕЭС России".

Броудер известен своими пророссийскими высказываниями. В западной прессе не раз появлялись его комментарии, защищающие современную экономику России. В частности, Броудер был одним из немногих западных бизнесменов, кто поддержал действия российских властей в "деле ЮКОСа".

Успех Броудера тесно связан с его воинственностью, обличением коррупции и борьбой за права миноритарных акционеров. Бунтарство главы Hermitage, возможно, наследственное. Он внук Эрла Броудера, который в 1930-е годы был генеральным секретарем компартии США.

Менеджер Hermitage, по-видимому, этого не знает, но он мог бы извлечь несколько уроков из опыта своего деда Эрла Броудера, который вместе с Джоном Ридом участвовал в создании американской коммунистической партии. Эрл Броудер дважды становился генеральным секретарем и дважды боролся за пост президента США.

Как впоследствии внук, он был бунтарем, который обожал расстраивать богатых и влиятельных. Он дважды сидел в тюрьме, во второй раз - за паспортные нарушения, а в 1950-е годы сенатор Джо Маккарти вытащил его на слушания о коммунистическом влиянии. Он рассорился со своей партией в 1944 году и позже был исключен, когда Кремль подверг его критике за сомнения в том, что капитализм и коммунизм могут сосуществовать.

Позже Эрл Броудер говорил, что американские коммунисты процветали, когда боролись за реформы, и провалились, когда стали выступать за Советский Союз. Билл Броудер с его кампаниями против мошенничества на государственных предприятиях бьет в тот же барабан в современной России.