Предприятия России, которых Путин обязал быть готовыми к выпуску военной продукции, могут столкнуться с жесткими западными санкциями

Президент РФ Владимир Путин проводит совещание с руководством министерства обороны РФ и представителями военно-промышленного комплекса (ВПК)
 
 
 
Предприятия России, которых Путин обязал быть готовыми к выпуску военной продукции, могут столкнуться с жесткими западными санкциями
©РИА Новости / Евгений Кузьмин
 
 
 
Президент РФ Владимир Путин проводит совещание с руководством министерства обороны РФ и представителями военно-промышленного комплекса (ВПК)
Пресс-служба Президента России

В эти дни в Сочи проходит целая серия совещаний у президента РФ Владимира Путина по военной тематике. Нынешняя серия - уже десятая по счету - началась в понедельник, 20 ноября, когда глава государства вместе с руководством Минобороны и представителями военно-промышленного комплекса обсуждал новую госпрограмму вооружений.

Во вторник темой совещания стало военное строительство и оборонзаказ, а также международное сотрудничество в оборонной сфере. На этом совещании президент РФ представил руководство Минобороны и Генштаба своему сирийскому коллеге Башару Асаду, находившемуся в России с визитом. В среду, 22 ноября, Путин вместе с военным руководством и главами ряда регионов подводил итоги учений "Запад-2017". В четверг, 23 ноября, состоится последнее в очередной серии совещание у Путина по военной тематике.

Встреча, прошедшая накануне, вызвала у СМИ небывалый интерес, так как на ней президент заявил, что все крупные предприятия России должны быть готовы резко увеличить выпуск военной продукции. Как подчеркнул Путин, "способность экономики быстро увеличивать объемы оборонной продукции и услуг в нужное время - одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства". Он призвал "выработать дополнительные меры по повышению мобилизационной готовности" и предупредил, что "к этому должны быть готовы все стратегические и просто крупные предприятия независимо от форм собственности", то есть и государственные, и частные компании.

Это заявление вызвало самое пристальное внимание, породив массу одинаковых заголовков типа "Путин переводит экономику России на военные рельсы", и вызвало огромное количество комментариев, что такие слова подтверждают подготовку Россией новой войны. На самом деле ничего нового президент Путин не сказал - переход "на военные рельсы" в стране идет очень давно.

- ВПК не хватает денег, поэтому задействуют гражданских? А как же международные санкции?
- Увеличивающиеся расходы на "оборонку" губительны для экономики России
- Слова Путина адресованы "ястребам" США?
- Блогосфера о новых военных рельсах Путина

Уже пять лет Путин проводит в Сочи "военные" совещания с Минобороны и ВПК, дважды в год - весной и осенью. На эти встречи приглашаются высший руководящий состав Минобороны, главы конструкторских бюро, предприятий военно-промышленного комплекса, члены правительства, чтобы обсуждать реализацию гособоронзаказа, деятельность Вооруженных сил РФ и т. д.

Идею проводить регулярно такие совещания предложил сам Путин, так как в его присутствии "обеспечивается буквально стопроцентная эффективность" решения вопросов, объяснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Зачем бизнесу готовиться к работе на ВПК, ведь это грозит международными санкциями

Заявление президента Владимира Путина о том, что российскому бизнесу нужно готовиться к выпуску военной продукции, сделанное накануне на заседании в Сочи с руководством Минобороны, ВПК и членами правительства, вызвало у экспертов много вопросов.

Как пишет "Коммерсант", первый из них - почему, учитывая все увеличивающееся бюджетное финансирование ВПК, отрасли не хватает своих ресурсов.

Руководитель политической экспертной группы Константин Калачев считает, что "заявление Путина можно интерпретировать как нехватку государственных средств на повышение мобилизационной готовности, социальные обязательства государству выполнять все сложнее, и, конечно, было бы неплохо переложить часть тягот на российский капитал".

Российские бизнесмены не могут проигнорировать слова президента, ведь сотрудничество с оборонным сектором грозит им западными санкциями, новый пакет которых вступит в силу уже в феврале. Каждая компания должна сделать выбор - деньги из госбюджета или международное сотрудничество, говорит глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: "Здесь очень важно: мы готовы работать при ужесточающихся санкционных режимах, либо это такая опция, которая может быть и не задействована в расчете на достаточно спокойное развитие геополитической ситуации. Если уже сейчас тем или иным предприятиям будет трудно работать в условиях санкционных мер, то что себя ограничивать?"

Эксперты уже вспомнили, как подобная система работала в Советском Союзе: например, диаметр сигарет был равен диаметру патронов, это позволяло оперативно сменить специализацию предприятия. Но ничего провокационного в этом нет, считает главный редактор журнала "Арсенал отечества" Виктор Мураховский: "Просто был разработан новый мобилизационный план, который учитывает современные реалии, в том числе и новые формы собственности. Такие планы существуют во всех государствах, военные всегда должны готовиться к ведению боевых действий".

Как отмечает "Коммерсант", пока неизвестно, предприятия из каких отраслей могут помочь обороноспособности страны. В программе вооружения указано, что есть два приоритетных направления: высокоточное и ядерное оружие. Учитывая напряженную международную обстановку, внимание к проблемам ВПК объяснимо, но пока слишком настораживает гражданское население.

Из проекта поправок в федеральный бюджет, внесенного на рассмотрение Госдумы, следует, что правительство предлагает увеличить общие расходы на оборону в 2018 году на 179,6 млрд рублей. Таким образом, траты достигнут отметки в 3,05 трлн рублей (3,3% ВВП).

Увеличивающиеся расходы на "оборонку" губительны для экономики России

Напомним, что правительство РФ уже в этом году увеличило секретные расходы федерального бюджета. В его открытой части расходы сокращаются на 58,5 млрд рублей, до 13,61 трлн рублей, но закрытая часть увеличивается на 184,3 млрд рублей.

И хотя материалы Минфина не дают возможности судить о том, в каких сферах происходит наращивание закрытых расходов, однако обычно "львиная доля" приходится на оборону.

В следующем году правительство намерено увеличить общие расходы на оборону на 179,6 млрд рублей - траты достигнут 3,05 трлн рублей или 3,3% ВВП. Расходы на безопасность вырастут в бюджете до максимума за 12 лет. Увеличение этих расходов также полностью приходится на закрытую часть бюджета. Расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 млрд рублей.

По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, чрезмерно раздутые расходы на оборону в российском бюджете грозят серьезными последствиями отечественной экономике. "Оборонные расходы не носят производительного характера, в отличие от других отраслей экономики. Как мы говорим - произведем танк, а на нем дальше не будешь пахать и приносить добавочный продукт. Никакого дополнительного ВВП он не приносит", - объяснил глава финансового ведомства. По его словам, недооценка негативных последствий раздутых расходов бюджета и его влияния на предпринимательский климат и экономическую ситуацию в стране может привести к серьезным последствиям для государства.

Силуанов напомнил, что Советский Союз в конце 80-х годов из-за чрезмерных расходов на оборону столкнулся с результатами такой политики. "Когда к этому еще добавилось снижение цен на нефть, мы видели, к чему это привело. Произошел распад государства", - подчеркнул министр. В 1998 году Россия оказалась в дефолте, также потому, что власти допустили чрезмерный рост бюджетного дефицита и увлеклись заимствованиями в огромных объемах. Кризис 2008 года также произошел из-за неосмотрительной бюджетной политики.

Бывший глава Минфина России, ныне глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин объяснил, насколько губительно для российской экономики бремя растущих расходов на оборону. Российская экономика росла бы быстрее, если бы в 2011 - 2017 годах правительство не наращивало эти расходы.

За последние семь лет расходы на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт - с 3,5 до 3,3%, на правоохранительную деятельность - с 2,5 до 2,3%. Но затраты на оборону выросли с 2,5 до 3,1% ВВП, особенно сильно они повышались в 2014 - 2016 годах: с 3,2 до 4,4%.

Расходы на оборону относятся к непроизводительным, то есть не ведут к росту человеческого капитала в долгосрочной перспективе

И если не менять структуру российского бюджета и не провести бюджетный маневр до 2024 года, то ВВП страны так и будет терять ежегодно больше 0,3 процентного пункта темпов роста.

Слова Путина адресованы "ястребам" США?

По мнению журналиста Андрея Бабицкого, слова Владимира Путина о том, что российскому бизнесу нужно готовиться к выпуску военной продукции, адресованы прежде всего США.

С самими Соединенными Штатами война принципиально невозможна из-за продолжающей успешно работать системы ядерного сдерживания, но есть другие государства и территории, где Россия может помериться силами с США.

"В наэлектризованной атмосфере начинают самопроизвольно происходить электрические разряды высокой мощности, и этот процесс имеет тенденцию к увеличению плотности, - пишет Бабицкий в своей колонке на сайте Life. - Сирия - это уже отыгранная площадка, где Россия сумела провести комбинацию с опорой на собственные ВКС по спасению действующего сирийского режима. Здесь никаких сюрпризов ожидать не стоит. Но есть еще и Украина, куда США намерены начать в ближайшее время поставки летального оружия - противотанковых и контрбатарейных систем. А вот решение о передаче таких систем Грузии уже принято".

По мнению журналиста, слова Путина адресованы именно тем американским "ястребам", которые "рассчитывают усилить украинскую военную мощь до значений, позволяющих добиться разгрома народных республик".

"Сказано еще раз то, что недавно прозвучало на Валдайском форуме, - уже другим, не менее, а может, даже и более выразительным образом: мы резни позволить не можем - и не позволим", - считает Бабицкий.