Сразу несколько региональных независимых газет за последние дни ощутили на себе давление властей В четверг в Калининграде выйдет первый номер газеты "Новые колеса Игоря Рудникова", запущенной взамен закрытого областным судом издания "Калининградские новые колеса"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сразу несколько региональных независимых газет за последние дни ощутили на себе давление властей
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ
 
 
 
В четверг в Калининграде выйдет первый номер газеты "Новые колеса Игоря Рудникова", запущенной взамен закрытого областным судом издания "Калининградские новые колеса"
RTV International
 
 
 
В Калининграде издание "Калининградские новые колеса" было закрыто и в четверг выйдет под другим названием
"Калининградские новые колеса"
 
 
 
В Перми у газеты "Пермский обозреватель" под предлогом расследования не имеющего отношения к газете уголовного дела изъяли всю оргтехнику
"Пермский обозреватель"

Сразу несколько региональных независимых газет за последние дни ощутили на себе давление властей. В Калининграде издание "Калининградские новые колеса" было закрыто и в четверг выйдет под другим названием. В Перми у газеты "Пермский обозреватель" под предлогом расследования не имеющего отношения к газете уголовного дела изъяли всю оргтехнику. Журналисты и эксперты единодушно называют происходящее "зачисткой" медийного поля в связи с приближением выборов, пишут "Новые Известия".

В четверг в Калининграде выйдет первый номер газеты "Новые колеса Игоря Рудникова", запущенной взамен закрытого областным судом издания "Калининградские новые колеса". Основанием для закрытия газеты послужило "неоднократно грубое нарушение" федерального закона "О СМИ". Претензии связаны с серией публикаций, в которых говорилось о причастности действующих сотрудников калининградского управления ФСБ к убийству руководителя охранного предприятия "Союз ветеранов чеченской войны" Олега Поканевича. По мнению истца, редакция нарушила требования ст. 161, ч. 3 УПК РФ, то есть без согласия прокурора разгласила данные предварительного следствия, которые представляют судебную тайну.

Учредитель газеты Игорь Рудников рассказал, что на первой странице нового издания будет опубликована статья "Не дождетесь, господин Фалеев…" (Виктор Фалеев - председатель Калининградского областного суда - ред.). В номере также будут статьи про крупного областного чиновника, который объявил войну коррупции, но при этом сам причастен к хищению заработанных моряками денег и продаже кораблей за рубеж под видом металлолома. Кроме того, газета расскажет про то, как из-за мошенничества другого чиновника калининградские бизнесмены потеряли несколько миллионов долларов, вложенных в строительство бизнес-центра. Тираж газеты составит 2 тысячи экземпляров взамен прежнего 17-тысячного тиража "Калининградских новых колес", а распространяться она будет только по подписке. Розничные продавцы не рискуют связываться с не угодной властям газетой.

В газете убеждены, что происходящее связано с тем, что 8 октября в Калининградской области пройдут довыборы в областную думу, а через год в России состоятся выборы в Госдуму. "Мы сумели создать группу политически активных жителей области, ставить вопросы о том, что здесь происходит, и это вызвало опасения властей", - сказал Игорь Рудников. Еженедельная газета "Калининградские новые колеса" начала выходить в 1995 году и первые пять лет своего существования была вынуждена печататься в Литве. За это время Игорь Рудников и еще два журналиста газеты стали депутатами областной думы. А прокуратура возбудила в отношении сотрудников газеты 17 уголовных дел, в том числе шесть - в отношении учредителя. Журналистов обвиняют в клевете, разглашении тайны следствия и сопротивлении сотрудникам милиции. В областной прокуратуре сообщили, что "Новые колеса" читают, но комментировать происходящее вокруг издания отказались, сославшись на то, что руководство прокуратуры находится в отпусках.

Схожая история сейчас разворачивается в Перми вокруг еженедельника "Пермский обозреватель". Газету преследуют с конца минувшего года, когда местные типографии отказались ее печатать, а киоски - принимать на реализацию. Как сообщила главный редактор издания Татьяна Соколова, сейчас газета печатается в Екатеринбурге и продается через автоматы и "ручников". 2 августа в редакции прошел обыск, в ходе которого были изъяты редакционные компьютеры и документы сотрудников, включая личные фотографии.

В прокуратуре Пермского края сообщили, что обыск был проведен в рамках расследования уголовного дела по фактам неправомерного сбора сведений о частной жизни граждан. Правда, занимались этим, по версии прокуратуры, не журналисты газеты, а сотрудники группы частных охранных предприятий "Альфа" - учредителя "Пермского Обозревателя". По словам Татьяны Соколовой, никому из сотрудников редакции обвинение не предъявлено, формально все проходят как свидетели. Однако в минувший вторник прошел обыск в квартире фотокорреспондента Владимира Королева. У него изъяли домашний компьютер, личные документы, включая военный билет, и все имевшиеся в квартире компакт-диски и видеокассеты.

Татьяна Соколова также связывает давление на газету с намеченными на 3 декабря выборами в законодательное собрание Пермского края. Позиция газеты по отношению к выборам - голосовать "против всех". В марте нынешнего года, когда в Перми проходили выборы мэра, это уже привело к аресту тиража газеты со статьей, призывающей к протестному голосованию. Позже против издания было возбуждено уголовное дело за оскорбление одной из местных журналисток. Эта журналистка в другом издании опубликовала статью, в которой назвала голосовавших против всех "бомжами, вылезшими из люков".

Статья обсуждалась на форуме "Пермского обозревателя", и в ходе дискуссии один из ее участников высказался оскорбительно в адрес ее автора. В результате 25 мая в ходе обыска редакции был изъят редакционный сервер, который, правда, спустя две недели удалось вернуть через суд. Однако дело до сих пор не закрыто. Более того, на днях "Пермским обозревателем" также занялось местное управление ФСБ, расследующее дело о разглашении государственной тайны. Какую государственную тайну разгласила газета, в редакции не знают. По словам Татьяны Соколовой, в ФСБ сообщать им это отказались, сославшись на секретность.