Информация о том, что Россия начинает вывод пограничников с таджикско-афганской границы, не соответствует действительности, заявил в понедельник представитель пограничной службы ФСБ России.
"Это - абсолютный бред", - сказал он, отметив: "Сроки передачи охраны участков таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана сейчас не определены".
Ранее в прессе появились сообщения, что Россия начинает вывод погранвойск из Таджикистана и первые военнослужащие должны покинуть афганскую границу уже в понедельник. При этом, как утверждается, окончательный срок ухода российских пограничников с таджикско-афганской границы - 1 июля будущего года.
"Конкретные сроки передачи охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана - это предмет переговорного процесса на уровне межгосударственных делегаций России и Таджикистана и подписания соответствующего соглашения", - заявил представитель погранслужбы ФСБ РФ.
Он сообщил, что между Москвой и Душанбе были консультации по вопросам охраны границы с Таджикистаном: "Таджикская сторона заявляла, что она способна охранять границу самостоятельно. Но этот вопрос будет решен в рамках предстоящих переговоров".
"Российская сторона неоднократно подчеркивала, что российские пограничники готовы выполнять задачи на таджикско-афганской границе в полном объеме с учетом сохранения единой системы охраны государственной границы", - сказал представитель погранслужбы.
Ранее заместитель главы погранслужбы ФСБ РФ генерал-лейтенант Александр Манилов заявил "Интерфаксу", что Россия рассматривает вопрос о поэтапной передаче охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана.
"Речь идет не о выводе или уходе российских пограничников из Таджикистана вообще, а о поэтапной передаче охраны участков границы таджикским пограничникам. Это просьба таджикской стороны", - сказал Манилов.
"Предварительные консультации по этим вопросам свидетельствуют, что российские пограничники не уходят из Таджикистана при любом раскладе. В определенные сроки участки границы могут быть переданы пограничникам Таджикистана. Но по просьбе таджикского руководства российские пограничники остаются в Таджикистане и продолжают выполнять свои задачи в новом формате пограничного сотрудничества", - заявил Манилов.
"Что это будет за формат - физическая охрана границы, помощь в подготовке кадров, помощь командованию погранотрядов Таджикистана, присутствие российских пограничников в пунктах пропуска через госграницу - это, опять-таки, предмет дальнейших межгосударственных переговоров", - сказал он.
Манилов сообщил, что новый формат сотрудничества может предполагать, в частности, работу в Таджикистане аппаратов советников из российских погранвойск, которые будут помогать таджикским пограничникам в организации охраны границы.
В настоящее время задачи по охране таджикско-афганской границы выполняют военнослужащие пограничного управления ФСБ РФ в Таджикистане.
С начала 2004 года они изъяли из незаконного оборота более полутонны наркотиков, основную часть из них составляет героин.
Решение о выводе пограничников требует серьезного обсуждения внутри страны
Подходить к вопросу о выводе российских пограничников из Таджикистана "надо с крайней степенью осторожности", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" бывший министр по делам СНГ Анатолий Адамишин.
"Вопрос об охране таджико-афганской границы исключительно серьезный для России, - отметил Адамишин. - Ведь через Таджикистан и другие государства на востоке идет значительное количество наркотиков, оружия, подрывной литературы".
По его словам, "все годы для России было исключительно важно, как охраняется эта граница, и русские пограничники выполняли свой долг в довольно тяжелых условиях".
"Решение о выводе пограничников требует серьезного обсуждения внутри страны, в том числе в Госдуме и в общественных организациях, - заключил Адамишин. - Кроме того, этот вопрос имеет международный резонанс, потому что многие наркотики не остаются в России, они проходят дальше, в другие страны".
Вывод российских пограничников откроет наркомафии свободный доступ в СНГ
Вывод российских пограничников с таджикско-афганской границы фактически откроет наркомафии и международной преступности свободный доступ в среднеазиатские государства СНГ, на территорию России и далее в Европу, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
По его мнению, нужно срочно принимать меры, чтобы пресечь возможное продвижение наркотиков, бандформирований на территорию России и других государств СНГ.
России также необходимо подумать, какие задачи будет в будущем выполнять 201-я российская дивизия в Таджикистане, "как мы сможем обеспечить безопасность военнослужащих этого соединения", отметил Шаравин. Эта дивизия фактически являлась "вторым эшелоном охраны таджико-афганской границы: батальонные группы дивизии подкрепляли силы пограничников в случае прорыва границы на каком-либо участке", добавил он.
"Стоит задуматься, почему руководство Таджикистана занимает именно такую позицию", - заметил эксперт.
Шаравин сомневается, что такое решение принято Таджикистаном под давлением США: "Не думаю, что США заинтересованы в выводе наших пограничников. Более того, думаю, что они серьезно обеспокоены тем, что будет происходить в этой республике".
"Возможно, если руководство Таджикистана не боится вала наркотиков, который может последовать за выводом российских пограничных войск, у таджикских властей есть несколько иные интересы в этой сфере - может быть, они сами заинтересованы в том, чтобы этот вал существовал и чтобы наркотики свободно доставлялись в страны СНГ и Европы через территорию Таджикистана", - предположил Шаравин.
В случае вывода пограничников Россия усилит "пояс безопасности" на своей территории
В случае принятия решения о выводе российских пограничников из Таджикистана "правоохранительным органом необходимо устраивать новый формат противодействия наркоугрозе из Афганистана", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Александр Михайлов.
"Изменение формата международного сотрудничества - это объективная реальность, и она требует выработки собственных мер противостояния, - отметил Михайлов. - И если сегодня на политическом уровне принято такое решение, значит, соответственно, будет меняться режим разведки, контрразведки, борьбы с наркотиками и иными угрозами, которые могут исходить из Юго-Восточной Азии".
Впрочем, по его словам, России, "независимо от того, где стоят наши пограничники, надо все равно устраивать свой пояс безопасности, выдвигая свои порядки уже на границе Российской Федерации".
"Мы всегда рассчитывали на себя, если речь касалась наркоугрозы, угрозы терроризма и других угроз, наносящих ущерб России", - добавил Михайлов.