В Новосибирске специальная комиссия расследует обстоятельства смерти 46-летней сотрудницы Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор", погибшей от заражения вирусом геморрагической лихорадки Эбола.
В пресс-службе ГНЦ "Вектор" сообщили, что 5 мая старший лаборант отдела особо опасных вирусных инфекций НИИ молекулярной биологии Антонина Преснякова получила травму иглой шприца при работе с инфицированными вирусом Эбола морскими свинками. В результате произошло заражение геморрагической лихорадкой Эбола.
"Последние десять лет Антонина Преснякова исследовала вирус Эбола. Она вводила инъекции этого вируса животным, - рассказал изданию "Новые Известия" директор НИИ молекулярной биологии, профессор Сергей Нетесов. - Во время одной из таких инъекций она могла и заразиться, случайно уколов себя. По предварительным данным, с момента заражения до смерти прошло около полумесяца, но окончательные выводы должны сделать специально созданные комиссии. Пока считается, что это был несчастный случай. У нас и раньше происходили подобные ЧП, но, правда, без летальных исходов".
Больная была госпитализирована в отделение особо опасных инфекций специального госпиталя, имеющего максимальную степень биологической защиты. По факту произошедшего в ГНЦ "Вектор" создана комиссия по расследованию инцидента.
Пресняковой проводилась адекватная терапия, лечение постоянно консультировали специалисты Минздрава РФ, и по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была проведена консультация с врачом, неоднократно принимавшим участие в лечении больных лихорадкой Эбола в Африке. Однако, несмотря на проводимую терапию, Преснякова скончалась 19 мая.
В пресс-службе отметили, что сотрудники ГНЦ "Вектор" регулярно вакцинируются от различных особо опасных инфекций, однако вакцина от лихорадки Эбола еще не создана. "Возбудитель геморрагической лихорадки Эбола относится к I классу опасности, смертность составляет 80%", - отметили в пресс-службе.
Главным государственным санитарным врачом по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ, В.Романовым издано постановление о выполнении санитарно-эпидемиологических правил и мерах по обеспечению биологической безопасности персонала, работающего с патогенными биологическими агентами I-II группы, сообщает "Интерфакс".
В пресс-службе отметили, что все необходимые противоэпидемические меры в помещениях, где проводился эксперимент, а также в отделении особо опасных инфекций ГНЦ "Вектор", выполнены.
"Антонина была одним из самых опытных сотрудников нашего института. Ее гибель стала для нас большой утратой. Извините, больше я ничего не могу сказать, это еще слишком кровоточащая тема", - сказал заведующий лабораторией особо опасных вирусных инфекций, доктор биологических наук Александр Чепурнов.
"Антонина как раз занималась разработкой вакцины против вируса Эбола, - сообщил ведущий специалист НИИ молекулярной биологии Федор Тузиков. - Очень жаль, что ее не стало, это невосполнимая утрата".
Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" - один из самых закрытых институтов России, сотрудники которого изучают особо опасные вирусные заболевания. В нем хранится одна из самых больших коллекций штаммов вирусов оспы, Марбурга, Эбола и SARS. Один из самых опасных участков этого центра - НИИ молекулярной биологии. Здесь изучается молекулярное разнообразие вирусов человека и животных, эволюция наиболее опасных вирусных патогенов человека и животных. Здесь же занимаются разработкой и совершенствованием методологии контроля за вирусными заболеваниями, а также ведется поиск и изучение новых противовирусных препаратов.
В 1988 году погиб сотрудник ГНЦ, заразившийся вирусом геморрагической лихорадки Марбурга, в 1990 году сотрудника центра, также инфицированного вирусом лихорадки Марбурга, удалось спасти.
Лихорадка Эбола - острая вирусная высококонтагиозная болезнь, характеризуется тяжелым течением, высокой летальностью и развитием геморрагического синдрома.
Резервуаром вируса в природе считаются грызуны и обезьяны, обитающие около жилья человека. Больной человек представляет опасность для окружающих. Были отмечены случаи вторичного и третичного распространения инфекции, в основном среди персонала госпиталя. Вирус выделяется от больных около 3 недель.
Возможна передача инфекции через недостаточно простерилизованные иглы и другие медицинские инструменты, а также через пищу.
Воротами инфекции являются слизистые оболочки респираторного тракта и микротравмы кожи. На месте ворот инфекции видимых изменений не развивается. Характерна быстрая генерализация инфекции с развитием общей интоксикации и тромбогеморрагического синдрома.
Инкубационный период продолжается от 4 до 6 дней. В клинической симптоматике лихорадка Эбола сходна с лихорадкой Марбург. Различная тяжесть болезни и частота летальных исходов при эпидемических вспышках в различных регионах связана с биологическими и антигенными различиями выделенных штаммов вируса.
Заболевание начинается остро, больных беспокоит сильная головная боль, боли в мышцах, понос, боли в животе. Несколько позднее появляется сухой кашель и колющие боли в грудной клетке, развиваются признаки дегидратации. На 5-7-й день болезни появляется макулопапулезная сыпь, после исчезновения которой отмечается шелушение кожи.
Геморрагический синдром проявляется в виде носовых кровотечений, кровавой рвоте, маточных кровотечений, у беременных наступает выкидыш. При исследовании крови отмечается нейтрофильный лейкоцитоз, тромбоцитопения, анемия. Смерть наступает обычно на 2-й неделе болезни на фоне кровотечений и шока.