Влиятельные эксперты предсказали России и Путину четыре сценария Возвращению протестов в мирное русло и началу политического диалога препятствует уже наблюдающаяся эскалация
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Влиятельные эксперты предсказали России и Путину четыре сценария
premier.gov.ru
 
 
 
Возвращению протестов в мирное русло и началу политического диалога препятствует уже наблюдающаяся эскалация
Вести
 
 
 
Конфронтация между властью и лидерами протестов носит уже не столько политический, сколько личностный характер
Фото NEWSru.com
 
 
 
президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представил суровый прогноз на шестилетие правления Владимира Путина
www.bfm.ru

В России налицо полномасштабный политический кризис, он приобрел необратимый характер, диалога у власти и протестующих не получится, политическое насилие с обеих сторон получит дальнейшее распространение, и в итоге страну ждет режим политической реакции и сдерживание необходимых реформ. С таким неутешительным, если не сказать больше, прогнозом выступили эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). В свое время они писали программу для первого президентского срока Владимира Путина, а прошлой осенью предупредили о возможности массовых протестов в Москве. Как известно, этот прогноз сбылся с поразительной точностью.

Выдержки из нового доклада ЦСР "Общество и власть в условиях политического кризиса", подготовленного для Комитета гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина, публикует в четверг газета "Ведомости".

В краткосрочной перспективе эксперты предрекают четыре сценария развития событий в России, причем наименее благоприятные представляются им намного более вероятными.

Первый условно можно назвать "ускоренная модернизация", и возможен он чисто теоретически. Он предусматривает сохранение мирного характера протестов и начало политического диалога между сторонниками модернизации во власти и среди митингующих.

Как напоминают авторы доклада, предметом острых разногласий между этими сторонами является довольно узкий круг политических вопросов. Достижение компромисса по ним позволило бы представителям протестующих внедриться в систему власти и сформировать расширенную коалицию активных сторонников модернизации.

Эти новые люди усилили бы свое влияние как во власти, так и среди протестующих, противники модернизации уже не могли бы оставаться серьезной сдерживающей силой. В конце концов успешное сотрудничество привело бы к ускорению давно назревших реформ по улучшению политической системы и других институтов.

Однако в настоящий момент этот сценарий представляется практически утопией. С одной стороны, возвращению протестов в мирное русло и началу политического диалога препятствует уже наблюдающаяся эскалация. С другой стороны, совершенно очевидно, что конфронтация между властью и лидерами протестов носит уже не столько политический, сколько личностный характер. Достаточно вспомнить один из главных лозунгов митингующих "Россия без Путина" и слова самого Путина о "бандерлогах" и "контрацептивах".

Наконец, сама оппозиция по-прежнему не имеет эффективного представительства, которое могло бы вести диалог с властью и в нее влиться и которое бы вызывало поддержку у значительной части населения. Действительно, уличные протесты на какое-то время объединили оппозиционеров с абсолютно разными взглядами, критики и сейчас винят их в разобщенности и отсутствии сколько-нибудь четкого плана, кроме как "выгнать Путина" и "выпустить Ходорковского". А требование "честных выборов" не находит массового отклика у россиян на фоне отсутствия реальной политической альтернативы и наличия множества других, гораздо более острых социальных проблем.

Однако это вовсе не значит, что власти можно успокоиться, подчеркивают эксперты ЦСР. На самом деле доверие населения продолжает снижаться, недовольство в обществе растет, а рейтинги, показывающие "успокоительные" цифры, - не более чем самообман. Большинство тех, кто поддерживают Путина, просто не видят ему достойной альтернативы и убеждают себя в том, что плюсов у него больше, чем минусов. Обществу приходится выбирать из одинаково неприятных вариантов.

Как считают авторы доклада, хотя в российском обществе в целом не заметно явной готовности к активным протестам, оно находится в поиске новых политических лидеров. Нынешние оппоненты власти не вполне устраивают: например, участникам опросов нравится политический стиль Алексея Навального и Евгения Ройзмана, но непонятна программа первого и смущает возможная связь с криминалитетом второго. ЦСР прогнозирует, что лидеры нового типа появятся сначала в регионах, на местных выборах, как в Тольятти и Ярославле.

Более вероятные сценарии: "инерционное развитие", "радикальная трансформация" и "политическая реакция"

По всем вышеназванным причинам, а также из-за того, что база поддержки центральной власти будет "размываться" уже необратимо, эксперты предполагают со средней степенью вероятности затухание активных политических протестов. В этом случае события будут развиваться "по инерции".

К завершению политического кризиса это не приведет, но его течение замедлится, поскольку на первый план выдвинутся среднесрочные и долгосрочные факторы его развития: новая волна экономического кризиса и приближающаяся естественная смена политической элиты.

При этом, по мнению экспертов, именно экономический кризис в совокупности с политическим снижает вероятность инерционного развития и открывает путь "радикальной трансформации". Вероятность такого сценария в ЦСР считают высокой. Заключается он в том, что протестная активность по всей стране не затухнет, а напротив, усилится, и это приведет к быстрой утрате властями политического контроля и ускоренной трансформации системы власти.

Но власть не настолько слепа, чтобы не учитывать такой возможности, поэтому постарается сделать все, чтобы не утратить контроля. Таким образом, переход уличных протестов в стадию силового конфликта, скорее всего, станет спусковым механизмом для сценария "политическая реакция": насильственного противостояния митингующих и власти, торможения реформ и усиления противников модернизации во власти и на улице.

Как объясняют авторы доклада, в условиях силового противостояния роль авангарда протестующих перейдет к радикальной оппозиции, в которой преобладают силы, слабо заинтересованные в модернизационной повестке: левые радикалы, анархисты и националисты. В свою очередь власть, решившаяся на последовательное применение насилия, попадет в зависимость от силовых структур, в которых сравнительно широко распространены консервативные настроения.

И напротив, сторонники модернизации во власти и в оппозиции, не склонные к массовому насилию, при таком сценарии оттесняются на второй план. В результате вектор политики сместится в направлении сдерживания назревших преобразований. История России знает примеры запоздалых реформ, которые уже ничего не могли изменить, констатируют эксперты ЦСР.

В своей статье на основе данного доклада "Ведомости" приводят мнение члена правления курируемого Дмитрием Медведевым Института современного развития (ИНСОР) Евгения Гонтмахера, который также входит в комитет Алексея Кудрина. Он считает, что все три описанных выше сценария будут реализованы в России по очереди.

Сначала инерционный, потом реакционный с обреченной попыткой Путина надавить на протестующих, затем радикальный - дезорганизация управления, хаос, смена режима. И, наконец, новая команда власти начнет запоздалую модернизацию, резюмирует эксперт.

Напомним, в марте, уже после президентских выборов, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представил суровый прогноз на шестилетие правления Владимира Путина. Согласно этому прогнозу, примерно к середине срока - через три года - страна будет вынуждена провести досрочные парламентские выборы, а к концу шестилетия рейтинг самого Путина может скатиться ниже 10%. При этом, что бы власть ни делала, как бы ни пыталась выправить ситуацию, поля для маневра у нее больше не существует.