В Москве 25 марта открывается Конференция научных работников России, в ходе которой ученые намерены поднять ряд вопросов, связанных с глобальной реформой академической науки в стране, начатой властями в прошлом году
 
 
 
В Москве 25 марта открывается Конференция научных работников России, в ходе которой ученые намерены поднять ряд вопросов, связанных с глобальной реформой академической науки в стране, начатой властями в прошлом году
Moscow-Live.ru

В Москве 25 марта открывается Конференция научных работников России, в ходе которой ученые намерены поднять ряд вопросов, связанных с глобальной реформой академической науки в стране, начатой властями в прошлом году. Об этом сообщил член оргкомитета конференции, академик РАН Валерий Рубаков в интервью "Российской газете".

"У нас много вопросов к тем, кому поручено проводить реформу, - рассказал академик. - Научное сообщество, прежде всего, беспокоит, что оно, по сути, не участвует в формировании новой структуры управления наукой".

В частности, по его словам, основной закон для всей жизни любого института - его устав - сегодня готовится какими-то никому неизвестными чиновниками без привлечения ученых. "Ученым прописывают устав, не слыша их голос. Это же нонсенс", - заметил собеседник издания. По его мнению, проект этого документа, "очевидно, готовится людьми, которые плохо понимают, как живет наука, каковы ее внутренние законы".

Между тем данный вопрос напрямую связан с другим крайне важным для науки - ее самоуправлением, указал Рубаков. "Ни в коем случае нельзя, чтобы бразды управления наукой брали на себя чиновники", - подчеркнул ученый.

Помимо этого, научное сообщество беспокоит, как будут оценивать работу ученых. В настоящее время этим вопросом занимается Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому переданы академические институты. Однако готового документа пока никто не видел, сообщил Рубаков. "Мы передали в ФАНО свои наработки, но пока никакой реакции", - сообщил академик.

"Судя по прежним системам, которые предлагали ученым чиновники, в том числе и из Минобрнауки, есть серьезная опасность, что ученого, говоря образно, будут мерить только цифрой: публикациями, цитированием, индексом Хирша", - отметил Рубаков. "Ни в одной ведущей стране нет ничего подобного", - подчеркнул он. Такая система, по его словам, может привести к тому, что заурядный ученый сможет иметь заоблачные цифровые показатели, которые не снились Нобелевскому лауреату.

Затеянная властями реформа Российской академии наук вызвала весьма неоднозначную реакцию и множество споров в научном сообществе. В начале февраля глава РАН Владимир Фортов объявил, что первый этап реформы Академии, связанный с передачей институтов в ФАНО, прошел почти без потерь, но сама реформа не решает главных проблем, стоящих перед российской наукой: "Материальная база изношена на 70%, зарплата 30 тысяч (рублей) в среднем". В этой связи Фортов высказался за принятие нового закона о науке и за создание отдельного Министерства науки и техники.

Тогда же Фортов сообщил, что РАН может быть передана в правительственный "контур управления", который возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий военно-промышленный комплекс. Однако в правительстве это категорически опровергли.

Министерство образования и науки прошлым летом объявило о масштабной реформе госакадемий наук. В подписанном президентом в сентябре 2013 года законе предусматривается присоединение Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к РАН и переход академических институтов в ведение ФАНО. Руководителем агентства, подчиняемого напрямую правительству, назначен экс-замминистра финансов РФ Михаил Котюков. В октябре президент Владимир Путин предложил установить в течение года мораторий на имущественные и кадровые решения РАН, вызывающие наиболее болезненную реакцию в научном сообществе.