Международная организация по противодействию коррупции Transparency International опубликовала накануне первый специализированный доклад об уровне коррупции в судах мира В опросе принимали участие 7,5 тыс. человек из 40 регионов страны. Из 62 исследованных стран мира, Россия занимает 43 место по коррумпированности судебной системы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Международная организация по противодействию коррупции Transparency International опубликовала накануне первый специализированный доклад об уровне коррупции в судах мира
Transparency International
 
 
 
В опросе принимали участие 7,5 тыс. человек из 40 регионов страны. Из 62 исследованных стран мира, Россия занимает 43 место по коррумпированности судебной системы
Transparency International
 
 
 
По данным экспертов, в России ежегодные объемы взяток в судах достигают 210 млн долларов, а 63% российских граждан уверены, что суды коррумпированы
RTV International

Международная организация по противодействию коррупции Transparency International опубликовала накануне первый специализированный доклад об уровне коррупции в судах мира. По данным экспертов, в России ежегодные объемы взяток в судах достигают 210 млн долларов, а 63% российских граждан уверены, что суды коррумпированы. Особенностью российской ситуации в докладе признается, что в последние годы на процессы отправления правосудия все чаще влияет политика, пишет газета "Коммерсант". Эксперты считают, что переплетение низовой коррупции и политического давления делает невозможным борьбу с этим явлением.

В опросе принимали участие 7,5 тыс. человек из 40 регионов страны. Из 62 исследованных стран мира, Россия занимает 43 место по коррумпированности судебной системы. Подобные показатели недоверия к судебной системе (60-70%), согласно докладу, у Польши, Венесуэлы, Чили, Конго, Тайваня, Марокко, Сенегала и Турции. Из стран СНГ более низкие показатели доверия к судам у Украины (71%). Замыкают список стран с коррупционными судами Парагвай и Перу, где недоверие населения к правосудию приближается к 90%.

Особенностью российской системы называют политизированность судебных решений. По этому вопросу Россия приведена в пример вместе с Аргентиной. "За последние годы политические силы все больше влияют на процессы отправления правосудия. Судьи же, отказывающиеся идти на сделку с совестью, на собственном опыте узнают, на какие быстрые и жесткие ответные меры способны политические силы", - указано в докладе.

Директор представительства Transparency International в РФ Елена Панфилова пояснила газете "Новые известия", что российские суды зависимы от исполнительной власти "как финансово, так и ментально". Финансовая зависимость проявляется в том, что от чиновников зависят "не только зарплаты судей, но подчас еще и то, в каком здании будет располагаться сам суд". А ментальная зависимость связана с тем, что судебная система как независимая ветвь власти оформилась в нашей стране только после распада СССР, и "наши судьи привыкли полагаться при принятии решений на исполнительную и законодательную власть".

По подсчетам фонда "Индем" Георгия Сатарова, суды занимают пятое место в рейтинге коррупционных отраслей. Хуже дело обстоит с вузами, бесплатной медицинской помощью, призывом на воинскую службу и получением жилплощади. Всего, по данным "Индема", россияне ежегодно дают до 3 млрд долларов взяток в разных инстанциях. Средний размер судебной взятки, по данным "Индема", - 9570 рублей, пишет газета "Ведомости".

Сперва уголовное дело пытаются закрыть до суда - дают взятку дознавателю или следователю и она делится между оперативниками, рассказывает бизнесмен, неоднократно сталкивавшийся с подобной ситуацией. Защитнику проще договориться с прокуратурой или милицией и закрыть дело до суда, подтверждает один из адвокатов.

Взятки в судах более распространены в экономических спорах, говорит другой юрист, причем крупные хозяйствующие субъекты часто "договариваются" напрямую, а людям попроще приходится действовать через адвоката. "Проверенного" адвоката рекомендует следователь, добавляет бизнесмен, но "подмазать" можно и через секретаря суда. Победа в суде не гарантирует исполнения его решения: приходится стимулировать и судебных приставов, сетуют собеседники газеты.

В арбитражных судах положение меняется к лучшему, но до недавнего времени размер взятки за вынесение решения об аресте активов по рядовому делу составлял 30-50 тыс. долларов, сообщает юрист, работающий в арбитражной сфере, за возможность связаться с судьями платили от 30 тыс. долларов, по скандальным делам взятки доходили до 200 тыс. долларов, а в кассации - до 300 тыс. долларов.

По мнению Панфиловой, наибольшие суммы вращаются в арбитражах, где спорят хозяйствующие субъекты. "В то же время по объему взяток лидируют, конечно, гражданские и уголовные дела. Самые высокие "гонорары" получают судьи высшей инстанции, чье решение уже нельзя опротестовать, кроме как на международном уровне. Притом уровень коррупции в Москве и Санкт-Петербурге гораздо выше, чем, к примеру, в Самаре или Екатеринбурге", - говорит Панфилова. Она считает, что причина такой коррумпированности судов - "вилка" в сроках, которые судья может назначить обвиняемому, пишет Газета GZT.ru.

Между тем, судьи, опрошенные газетой, считают результаты исследования спорными, а указанный объем взяток - нереальным. "Каждый из нас знает, что в случае пересмотра дела судом высшей инстанции приговор будет вынесен, а сам судья опозорен. Что же касается тюремных сроков, на которые, казалось бы, может повлиять судья, то нужно заметить, что по каждому типу дел существует судебная практика. И отойти от нее мы просто не имеем права", - заявил газете действующий судья на условиях анонимности.

Собеседник газеты считает, что коррупционную картину создают нечистоплотные адвокаты, вымогающие у клиентов деньги под предлогом подкупа судьи.

В свою очередь адвокаты говорят, что российская коррупция в судах отличается от общемировой. По словам адвоката Игоря Трунова, российская судебная система "изобретает все новые и новые способы выманивать у людей деньги". Например, судьи теперь "берут деньги за то, чтобы дело было рассмотрено как можно быстрее". "Люди сидят в следственных изоляторах и год, и два, и три. Это определенного рода пытка", - отметил Трунов.

По словам адвоката, попав в такие условия, арестант и его родственники доходят до такого состояния, что вынуждены сами предлагать взятки. А их берут практически за все: за то, чтобы был вынесен приговор, не связанный с лишением свободы, за более мягкое наказание, за изменение меры пресечения и за срок, который укладывается в тот, что был отбыт подсудимым на следствии и в ходе судебного разбирательства.

Отсутствие громких скандалов вокруг конкретных судей-взяточников адвокат Трунов объясняет круговой порукой среди судей. "Система привлечения к уголовной ответственности судьи довольно сложна". Если вы решитесь кого-то обвинить, то довольно просто напороться на иск о защите чести и достоинства", - говорит адвокат.