Washington Times: коммунальные службы помогают Путину вернуть власть над советскими республиками Это здание принадлежит российской компании "Тэласи", которая снабжает город с населением в 1,3 млн человек электроэнергией - бесценным товаром в стране, где отключения электричества стали повседневной рутиной
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Washington Times: коммунальные службы помогают Путину вернуть власть над советскими республиками
Архив NEWSru.com
 
 
 
Это здание принадлежит российской компании "Тэласи", которая снабжает город с населением в 1,3 млн человек электроэнергией - бесценным товаром в стране, где отключения электричества стали повседневной рутиной
aes-telasi.ge
 
 
 
Используя трубопроводы и линии электропередач вместо танков и солдат, Россия президента Владимира Путина стремится усилить свое влияние на бывшие советские республики
Архив NEWSru.com

В нескольких километрах от величественного дворца, откуда царский наместник когда-то управлял Грузией, в грязном промышленном районе Тбилиси находится не поддающееся описанию офисное здание. Невыразительное с виду, для многих грузин оно символизирует новое российское господство над их страной, которой Москва правила два века до того, как в 1991 году Грузия стала независимой после распада СССР. Об этом в понедельник пишет американская газета The Washington Times.

Это здание принадлежит российской компании "Тэласи", которая снабжает город с населением в 1,3 млн человек электроэнергией - бесценным товаром в стране, где отключения электричества стали повседневной рутиной. Это лишь один из аспектов российского экономического влияния, которое простирается на Грузию и другие страны бывшего СССР.

Используя трубопроводы и линии электропередач вместо танков и солдат, Россия президента Владимира Путина стремится усилить свое влияние на бывшие советские республики, в то время как США и Европейский союз наращивают присутствие на востоке, в местах, которые до недавнего времени были сферой влияния Москвы.

Перемена ярко проявляется во вступлении бывших советских прибалтийских республик в НАТО и Европейский союз.

"Россия не хотела, не хочет и никогда не захочет терять свое влияние на постсоветском пространстве", - заявил Рамаз Сакварелидзе, политический аналитик в Грузии, где Москва обещает закрыть две военных базы советских времен.

"Теперь, когда ее экономика не только встала на ноги, но и способна действовать за ее границами, Россия заменяет военные рычаги влияния экономическими структурами", - сказал он. "Тэласи", по его мнению, это яркий пример.

Российская электрическая монополия РАО ЕЭС в прошлом году купила контрольный пакет тбилисской коммунальной службы у американской энергетической компании AES.

Грузинские политики выступали против сделки, которая давала России мощный политический рычаг в их стране. Россия уже контролирует почти все поставки газа в Грузию, где паровое отопление ушло в область преданий и многие зависят от газа, когда речь идет об отоплении домов зимой.

Грузия надеется, что газопровод, идущий от Каспийского моря в Турцию, уменьшит ее зависимость от России, но он, в лучшем случае, будет построен в 2006 году.

Глава ЕЭС Анатолий Чубайс прилетал в Грузию в августе прошлого года и пытался успокоить власти по поводу покупки "Тэласи", говоря, что компания не преследует политических целей и поставки электроэнергии в Грузию будут стабильными.

Но у критиков вызывали сомнение мотивы компании, покупающей коммунальную службу, не имеющую шансов приносить прибыль из-за ветхого оборудования, коррупции, бедности и того, что американский посол Ричард Майлз назвал "врожденным нежеланием некоторых грузин платить за электричество".

По словам Майлза, американцы решили продать компанию, поскольку не могут себе позволить "денежные кровоизлияния". Но от ответа на вопрос о том, почему ЕЭС купила "Тэласи", он уклонился.

ЕЭС явно пытается увеличить свое присутствие в бывших советских республиках, и, по словам Майлза, за этой кампанией может стоять нормальное стремление к росту и надежда на будущие прибыли. "Я не знаю, какие политические мотивы здесь могут быть. Спросите об этом Путина и Чубайса", - сказал он.

Евгений Волк, глава московского офиса аналитического центра Heritage Foundation, заявил, что деятельность ЕЭС за границей не является секретом.

"Компания практически является частью государственного аппарата, и политика, которую она проводит, естественно, является государственной политикой. Она заключается в усилении позиций России в зоне, которая традиционно считается зоной ее интересов".

ЕЭС, экспортирующая энергию в разные страны, от Норвегии до Китая, говорит, что координирует свой заграничный бизнес с правительством и ведет его в интересах своих акционеров, крупнейшим из которых является государство. Компания утверждает, что ее эксперты даже консультируют МИД по политическим вопросам.

По мнению Волка, ЕЭС и другие российские компании, имеющие тесные связи с правительством, стремятся приобретать собственность в бывших советских республиках, "а затем использовать эту собственность как политический рычаг для влияния на ситуацию с выгодой для России".

Сакварелидзе и другие аналитики утверждают, что это позволит Москве влиять на кадровые и политические решения в этих странах, формируя их будущее в угоду своим интересам.

В феврале российская компания "Газпром" на короткое время прекратила поставки газа в Белоруссию в период, когда Россия стремилась взять под свой контроль белорусские промышленные предприятия, включая трубопровод, по которому российский газ идет в Европу.

В декабре российская трубопроводная государственная монополия - компания "Транснефть" - прекратила поставки в балтийский порт Вентспилс, в Латвии. Власти Латвии назвали это выкручиванием рук в попытке выкупить долю латвийского правительства в компании, которая занимается загрузкой нефти на суда, отправляющиеся на Запад.

В прошлом году Армения передала ЕЭС контроль над единственной в стране атомной электростанцией, чтобы расплатиться с задолженностью российским поставщикам энергии. По мнению Волка, деятельность России является реакцией на влияние США и ЕС в регионе.

"О возвращении этих стран к России или какому-то подобию СССР речи нет. Все понимают, что это политически невозможно, - сказал он. - Но их можно более тесно привязать к России, дать России преимущества на их экономическом пространстве, и это вполне реалистичная политика".