Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин Проспект Академика Сахарова, 24 декабря 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин
Global Look Press
 
 
 
Проспект Академика Сахарова, 24 декабря 2011 года
Global Look Press
 
 
 
Болотная площадь, 10 декабря 2011 года
Global Look Press

Оппозиция, вышедшая на митинги после выборов в Думу, присвоила себе право решать судьбу страны за народ, подрывает правовые основы России и может дойти до того, что призовет спецназ НАТО для учреждения "новой государственности" по образцу Ливии, пишет в "Российской газете" председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин. Его громоздкая статья на эту тему вышла отдельной брошюрой.

"Мне как юристу и гражданину больно видеть, как считающая себя "наиболее продвинутой" часть российского общества и своей политической риторикой, и своими уличными действиями пытается до основания смести все, пока еще, увы, очень неустойчивые результаты движения нашей страны к полноценной демократии и правовому государству", - говорится в статье главы КС.

Утверждения о нелегитимности как прошедших выборов в Думу, так и (заранее) грядущих выборов президента 4 марта, звучащие на массовых митингах в Москве и в заявлениях протестных лидеров, могут привести к полному разрушению правовых основ российского государства и объявлению нелегитимными всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, опасается Зорькин, указывая, что события в Ливии в 2011 году создали новый всемирно-политический контекст.

- Зорькин уже писал "сочинение по литературе": со ссылками на Чехова и Грибоедова объяснил, чем плохи митинги

"Кроме того, налицо "расползание" оружия и бандитско-террористических действий на обширный регион Африки, далеко за пределы ливийских границ. С чего это началось? С юридически сомнительного акта под названием "резолюция Совета Безопасности ООН N 1973", - пишет Зорькин, объясняя все нынешнее состояние Ливии исключительно вмешательством НАТО, как будто до этой резолюции не было 40 лет весьма спорного правления Каддафи.

"Готовы ли митинговые лидеры признать собственную страну полностью лишенной властно-политической легитимности и, значит, государственного суверенитета? И готовы ли они в связи с этим призвать каких-либо "варягов" (включая спецподразделения стран НАТО) для поддержки учреждения в России "новой государственности" по образцу Ливии?" - вопрошает руководитель высшей судебной инстанции России, определяющей соответствие законов и указов конституции страны.

Зорькин обрушивается с критикой на "креативный класс", как назвали, в соответствии с концепцией американского социолога Ричарда Флориды, слой творческой элиты, недовольной подтасовками на выборах в России и вышедшей на улицы в декабре 2011 года.

Глава Конституционного суда напоминает, что по основному закону источником власти в России является весь народ, а не только "креативный класс", и участники протестного движения неправомерно присвоили себе "исключительное право решать главные политические проблемы страны", считая остальную Россию едва ли не "быдлом".

"Сегодняшние же "креативные оппозиционеры", даже не замечая, насколько они удаляются от якобы очень ценных для них идеалов демократии и правового государства, один за другим выдвигают радикально антидемократические и антиправовые требования и лозунги!", - пишет Зорькин, противореча высшей власти страны, которая повторяет, что проходящие митинги - это признаки демократии и их заслуга.

Идея Учредительного собрания опасна, нужны переговоры

Гнев Валерия Зорькина вызывает идея назначения новых выборов и особенно - переговоров о передаче президентской власти "политикам, которых будут выбирать то ли с помощью интернет-голосования (не всенародного, а именно интернет-голосования!), то ли просто назначать волюнтаристским решением этого самого "креативного класса".

Эти предложения председатель КС называет "вопиюще неправовой позицией".

Изменения в государственной системе необходимы, признает Зорькин, однако должны вестись строго правовыми методами. Обсуждение назревших в обществе перемен он предлагает вести либо в "общественных комитетах" по образцу латиноамериканских (куда входили независимые граждане, партийные функционеры и делегаты от власти), либо на общенациональных форумах с участием партий и профсоюзов, как это было в Испании в 70-е годы при переходе от диктатуры Франко к демократии.

Тем самым глава КС признает кризис государственности в России, хотя ранее до него никто из представителей власти так не говорил. Напротив, и президент Медведев и премьер Путин на словах как будто рады гражданским акциям протеста: они свидетельствуют об активности думающего общества.

Идею созыва Учредительного собрания или превращения действующей Думы в переходную со сроком полномочий на один год Валерий Зорькин считает весьма опасной и споры о фальсификациях на выборах предлагает решать исключительно в судах - хотя и признает, что судебная система в России поражена коррупцией.

В статье Валерия Зорькина не упомянуты конкретные фамилии или названия партий и движений, которых он обвиняет в готовности "смести все результаты движения России к демократии".

Предложения о некоторых переговорах с премьер-министром Владимиром Путиным "о порядке передачи власти" действительно высказывались некоторыми публицистами и политиками, и экс-вице-премьер Алексей Кудрин даже предложил себя в качестве посредника на таких переговорах. Однако, как отмечает Русская служба ВВС, эта идея пока не получила поддержки всего протестного движения и не вошла в резолюции массовых митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова.

Основные пункты резолюции митингов: отмена результатов выборов в Госдуму - по мнению манифестантов, сфальсифицированных, - отставка главы ЦИК Владимира Чурова, регистрация партий, не имевших такой возможности, и поправки в избирательное законодательство для обеспечения честных и прозрачных выборов президента в марте 2012 года.

Валерий Зорькин возглавляет Конституционный суд России последние восемь лет, и также был его председателем с 1991 по 1993 годы. Во время конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом осенью 1993 года пытался осуществить посредническую миссию и призывал стороны "вернуться в правовое поле", однако после того, как конфликт перерос в вооруженный, подал в отставку с поста председателя КС, оставшись судьей в его составе.