Российские газеты во вторник комментируют факт допроса экс-премьера Михаила Касьянова, побывавшего в понедельник в Генеральной прокуратуре России по делу в отношении сенатора Андрея Вавилова. Лидер Российского народно-демократического союза проходит по этому делу как свидетель, и в Генпрокуратуре сообщили, что не собираются переводить его в подозреваемые и тем более ограничивать его свободу передвижения. Однако эксперты истолковали вызов бывшего премьера на допрос как "предупреждение", пишут "Новые известия".
"Сегодня Касьянов с его крайне низким рейтингом большой проблемы для власти не представляет, но ей предстоит решать проблему-2008, а тогда может случиться всякое, – сообщил заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Может вспыхнуть клановая конкуренция. Именно тогда фигуры, подобные Михаилу Касьянову, могут стать угрозой. То есть это проблема не сегодняшняя, а завтрашняя. И чтобы ее решить, Касьянова пытаются превратить из персонажа политического в персонаж уголовной и скандальной хроники".
Экс-премьера пригласили в Управление по раскрытию особо важных дел, которое находится не на Большой Дмитровке - в основном здании Генпрокуратуры, а в высотке в Техническом переулке. Именно сюда в свое время вызывали на допрос другого Михаила – Ходорковского, отмечает "Российская газета". .
Генпрокуратура уже проявляла интерес к Касьянову в связи со скандальным делом о приватизации им госдачи "Сосновка-1". На этот раз речь идет о расследовании уголовного дела, связанного с хищением 231 миллиона долларов, выделенных правительством РФ в качестве кредита Индии. На эти деньги официальный Дели должен был закупить истребители МиГ-29, которые предстояло произвести ВПК "МАПО". В этом уголовном деле фигурирует бывший высокопоставленный чиновник, а ныне сенатор Андрей Вавилов. В это время Вавилов занимал кресло 1-го заместителя министра финансов и имел непосредственное отношение к выделению денег. Следствие считает, что средства до "МАПО" так и не дошли. На основании этого Генпрокуратура усмотрела в действиях нынешнего сенатора признаки преступления, предусмотренного статьями 285 ч. 3 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Однако предъявить ему обвинение следствие пока не может, поскольку Вавилов обладает депутатской неприкосновенностью. По неофициальной информации, вызов Касьянова в Генпрокуратуру связан с появившимися в деле показаниями одного из бывших руководителей МАПО, который будто бы рассказал, что предприятие вынудили подписать долговое соглашение с Минфином под угрозой банкротства, сообщает "Время новостей".
Как пишет "Коммерсант", допрос Касьянова несколько разочаровал следователей. Сыщики, заготовив два десятка вопросов, планировали допрашивать его весь рабочий день. Однако уже через 40 минут он вышел из здания прокуратуры.
В управлении сообщили, что следователи подготовили для Михаила Касьянова вопросы относительно подписанных им в 1999 году документов, однако бывший премьер страны не захотел давать показания по поводу деталей перевода на баланс МАПО МиГ похищенных 231 млн долларов.
"Касьянов наших (следователей) послал. Что-то пробормотал про политику, а на вопросы отвечать отказался. Поэтому и вышел так быстро", - устроившие перекур следователи обсуждали между собой визит бывшего премьера страны. Касьянов заявил следователям, что уже давал показания по этому делу десять лет назад и не видит юридической целесообразности в их повторении, а свой вызов на допрос считает продиктованным политическими причинами
Между тем именно Михаил Касьянов в 1999 году, будучи первым замминистра финансов, подписал с МАПО МиГ соглашение о признании предприятием долга на эту сумму, первоначально оформленную как кредит, и о поэтапном его погашении до ноября 2006 года. Он же три месяца спустя подписал дополнение к упомянутому соглашению – об отмене штрафных санкций за возможную просрочку уплаты долга. Любопытно, что МАПО МиГ заставили расплачиваться по кредиту, которого предприятие так и не получило.
В Генпрокуратуре отрицают политическую подоплеку дела, заявляя, что вызвали Касьянова для того, чтобы проверить показания, данные обвиняемыми и свидетелями уже после возобновления этого дела в 2006 году заместителем генпрокурора Виктором Гринем.