Антон Коломицын
 
 
 
Антон Коломицын
VICE News

Кладоискателя и члена поисковых отрядов Антона Коломицына обвинили в получении информации, содержащей гостайну. Поводом для уголовного дела стала покупка топографических карт Генштаба, напечатанных более 50 лет назад, сообщает "Медиазона".

Петербуржец Антон Коломицын до отъезда из России был поисковиком и кладоискателем, и прославился после того, как нашел доты времен советско-финской войны с повышенным уровнем радиации. В мае 2018 года Коломицын купил за 9 тысяч рублей диск с топографическими картами Генштаба 1960-1970-х годов. Продавцом был сотрудник петербургского филиала "Центра геодезии" Владимир Грабовский. Оказалось, что эти карты до сих пор считаются секретными.

27 сентября того же года домой к Коломицыну пришли сотрудники ФСБ. Среди прочего он выдал им и этот диск. По словам петербуржца, незадолго до этого кто-то взломал его почту: именно так сотрудники спецслужбы выяснили, что у него есть секретные материалы. "Я с кем-то делился, кто-то со мной делился, у кого-то их покупал. Говорят: "Вот мы пришли за этими картами, теперь это все опять стало секретным, и мы ездим по всей стране их собираем"", - добавляет Коломицын. В тот раз кладоискателю сказали, что претензий к нему нет, однако предупредили его и взяли с него объяснения.

Спустя почти полтора года, 21 января 2020 года, сотрудники ФСБ вновь пришли домой к Коломицыну и провели у него обыск, забрав оставшиеся карты, все носители информации и компьютеры. В этот раз кладоискателю предъявили обвинение по статье 283.1 (незаконное получение информации, составляющей государственную тайну). Максимальный срок по первой части этой статьи составляет до четырех лет колонии.

Поисковику сообщили, что разрабатывают продавца карт, сотрудника "Центра геодезии" Грабовского. В постановлении о возбуждении дела, датированном 21 января 2020 года, он указан как неустановленный сотрудник этой госорганизации. Сам Грабовский отказался сообщить "Медиазоне", в каком статусе он проходит по делу и предъявлены ли ему обвинения

После предъявления обвинения Коломицына отпустили под подписку о невыезде, и по совету знакомого он покинул страну. "Он сказал мне, что они из вас всех - с кем ты делился, у кого покупал - сделают группу, и тогда вам предъявят совершенно другие обвинения. Ну и мне сказали: "Беги, пока есть возможность". Ну я и убежал", - объясняет свое решение Коломицын, настаивая на том, что топографические карты не могут представлять какой-либо секретности, так как армии всего мира вообще не используют данные с них, предпочитая спутниковые данные. Сейчас он находится в лагере для беженцев неподалеку от Амстердама, попросив о политическом убежище в Нидерландах. Решение на этот счет пока не принято.

Как пояснил руководитель правозащитной организации "Команда 29" Иван Павлов, конкретные сведения, объявленные секретными, или масштабы карт содержатся в секретных указах. "То есть люди, не будучи допущенными к государственной тайне, никогда не смогут узнать, что же является секретным, какой масштаб карт является секретным, потому что это тоже является секретным. Абсурд", - пояснил он.

По словам Павлова, картографические сведения могут быть при определенных условиях отнесены к государственной тайне, однако иностранные компании могут на заказ сделать спутниковый снимок любой территории, независимо от того, есть там секретные объекты или нет. Президент Санкт-Петербургской ассоциации геодезии и картографии Анатолий Богданов также пояснил, что секретность карты определяется наличием на ней соответствующего грифа "секретно".

Вместе с тем в 2015 году десятки медиа по всему миру опубликовали отсканированные куски секретных советских карт времен Холодной войны с подробно описанными столицами стран Запада. Как отмечает издание Wired, на советских картах американских и европейских городов были указаны детали, которых нет на домашних картах, в том числе ширина дорог, несущая способность мостов и типы предприятий. Сообщалось, что Госдеп США среди других источников использует их для определения международных границ на официальных картах.

В апреле 2018 года оперативники ФСБ выявили в Свердловской и Омской областях и в Крыму группу картографов, которые собирали топографические карты Генштаба 1970-1980-х годов. Как пишет "Коммерсант", у них изъяли сами карты и планшеты с их электронными версиями, которые, по версии ФСБ, собирались продать за рубеж. При этом спецслужба ограничилась предупреждением в адрес коллекционеров, поскольку те не успели продать документы.

"Связаться с задержанными не удалось. По сведениям "Коммерсанта", все они согласились, что их действия могут навредить безопасности страны, и пообещали, что теперь не будут даже бесплатно меняться картами с картографами из других стран", - писала газета. В сообществе коллекционеров Екатеринбурга настаивали, что деятельность картографов не могла нанести вреда безопасности России.

В мае 2012 года бывшего офицера Генштаба Владимира Лазаря осудили на 12 лет колонии строгого режима за продажу топографических карт россиянину Александру Лесменту, живущему в Эстонии. Суд признал это госизменой (статья 275 УК). По версии следствия, Лесмент сотрудничал с американской разведкой и собирал топографические материалы, которые впоследствии передавал Разведывательному управлению Минобороны США.

Эксперты по запросу следствия подготовили заключение, согласно которому топографические карты составляли гостайну, а передача их иностранной разведке "может нанести существенный ущерб внешней безопасности России, позволит осуществлять планирование возможных военных акций".