Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что сфера деятельности суда присяжных в России должна быть расширена, а человек, не признающий себя виновным, не должен быть заведомо обречен В рамках второго уголовного дела Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении имущества с использованием своего служебного положения в крупном и особо крупном размерах (ст. 160 УК РФ) и легализации или отмывании средств (ст. 174)
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что сфера деятельности суда присяжных в России должна быть расширена, а человек, не признающий себя виновным, не должен быть заведомо обречен
НТВ
 
 
 
В рамках второго уголовного дела Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении имущества с использованием своего служебного положения в крупном и особо крупном размерах (ст. 160 УК РФ) и легализации или отмывании средств (ст. 174)
НТВ
 
 
 
Защита указывала, что обвинения по данным статьям не предусматривают суд присяжных
НТВ

Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что сфера деятельности суда присяжных в России должна быть расширена, а человек, не признающий себя виновным, не должен быть заведомо обречен. Текст обращения экс-главы ЮКОСа опубликован на сайте пресс-центра адвокатов Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева в пятницу.

Ходорковский отмечает: "Сегодня человек, отказываясь признавать себя виновным, если его дело рассматривается не судом присяжных, гарантированно и значительно ухудшает свое положение, поскольку: приговор все равно будет обвинительным, срок дадут больше, надежд на УДО практически никаких".

По его мнению, если люди все равно готовы пойти на это "ради правды или ради того, что они считают правдой", то они заслуживают внимания общества.

Ходорковский также выразил надежду, что второй процесс в отношении экс-владельцев ЮКОСа станет противовесом первому - "по своему символическому воздействию на отношения правоохранительной системы и человека, на облик нашей страны". Ходорковский обещает сделать для этого все от него зависящее.

На этой неделе адвокат Ходорковского Наталья Терехова заявила, что бывший глава НК ЮКОС на новом судебном процессе будет защищать себя более активно, чем в ходе рассмотрения первого уголовного дела, и намерен использовать все способы защиты.

Защита, комментируя второе дело в отношении экс-владельцев ЮКОСа, называла его "позорным". По утверждениям адвокатов, сторона обвинения на этом процессе рассчитывает "легализовать плоды своего многолетнего беззакония, спрятавшись за судебную власть". Защита уверяла, что следователи "откровенно попрали презумпцию невиновности". По их словам, обвиняемые и защита "вынуждены продолжать борьбу за закон и здравый смысл".

Открытое судебное заседание по второму уголовному делу Ходорковского и Лебедева состоится 31 марта. Обвиняемые ожидают его начала в следственном изоляторе "Матросская тишина" в Москве, куда они были доставлены в феврале 2009 года.

На предварительных слушаниях Хамовнический суд Москвы отклонил все ходатайства защиты Ходорковского и Лебедева. В ходатайствах адвокаты просили определить подсудность уголовного дела ЮКОСа, прекратить второе уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева за отсутствием состава преступления, а также возвратить дело в Генпрокуратуру.

В рамках второго уголовного дела Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении имущества с использованием своего служебного положения в крупном и особо крупном размерах (ст. 160 УК РФ) и легализации или отмывании средств (ст. 174). По данным следствия, обвиняемые присвоили и легализовали акции дочерних обществ "Восточной нефтяной компании", а также совершили хищение нефти дочерних компаний ЮКОСа на сумму более 892,4 млрд рублей и легализовали 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США из этих средств.

Защита указывала, что обвинения по данным статьям не предусматривают суд присяжных.

О втором деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в отношении экс-владельцев ЮКОСа в Мещанском районном суде Москвы. Тогда Ходорковский и Лебедев были приговорены к девяти годам заключения, однако позже Мосгорсуд снизил назначенное наказание до восьми лет. Максимальный срок наказания по новым обвинениям может составить 21 год.

Ни Ходорковский, ни Лебедев свою вину не признают.