Евгений Фикс Тему проблем, с которыми сталкиваются в России представители сексуальных меньшинств, поднял американский журнал Foreign Policy
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Евгений Фикс
ic.mmoma.ru
 
 
 
Тему проблем, с которыми сталкиваются в России представители сексуальных меньшинств, поднял американский журнал Foreign Policy
Moscow-Live.ru
 
 
 
Статуи же Ленина, которые стояли на главной площади каждого советского областного центра, гомосексуалы нежно называли "тетя Лена": назначая свидания друг другу, мужчины договаривались "встретиться у тети Лены"
Russian Look

Тему проблем, с которыми сталкиваются в России представители сексуальных меньшинств, поднял американский журнал Foreign Policy. Автор материала обратилась к новой книге русско-американского художника Евгения Фикса, в которой тот собрал по кусочкам историю гомосексуалистов в России. По его мнению, с 1930-х по 1980-е годы преследование людей нетрадиционной ориентации "было единственным, в чем соглашались две супердержавы". Тем временем журналисты российских изданий интервьюируют геев и лесбиянок - в знак протеста против нового "антигейского закона".

"В России трудно быть геем. Хотя гомосексуальность уже не является незаконной и не считается психическим расстройством с 1999 года, среди националистов сохраняется вид упорствующих гомофобов, как недавно продемонстрировал законопроект против "пропаганды" гомосексуализма, рассмотрение которого набирает ход в Госдуме", - цитирует автора статьи InoPressa.

Тем не менее благодаря, например, Фиксу в настоящее время наконец начинает складываться история гомосексуализма в России. Книга художника имеет название "Москва" и содержит яркие, но не приукрашенные размышления на тему поиска партнеров геями столицы. Повествование иллюстрировано фотографиями общественных туалетов у сада "Эрмитаж", ступенек, спускающихся к набережной в районе Московского университета, Большого театра и многих других знаменитых мест.

Во время визита Путина в Амстердам ЛГБТ-активисты устроят парад против "антигейского закона" в его стране

В книге собран сленг, вошедший в обиход людей с неугодной государству сексуальной ориентацией. В частности, "плешка" - это место знакомства геев, поэтому статуя Карла Маркса на площади Свердлова, нынче переименованной в Театральную, называлась "директором плешки", говорится в статье.

Статуи же Ленина, которые стояли на главной площади каждого советского областного центра, гомосексуалы нежно называли "тетя Лена": назначая свидания друг другу, мужчины договаривались "встретиться у тети Лены".

Причудливая историческая пародия

В статье также рассказывается о выставке работ Евгения Фикса, название которой художник позаимствовал из статьи 1953 года, написанной апологетом холодной войны Артуром Гаем Мэттьюсом, - "Гомосексуализм - это атомная бомба Сталина, которая уничтожит Америку". "Особенное внимание Фикс уделил страхам перед "красной" и "голубой" "угрозой" во времена маккартизма (движение в общественной жизни США, сопровождавшееся всплеском антикоммунистических настроений. - Прим.ред.), когда государственные чиновники видели заговоры повсюду", - поясняет автор.

Две инсталляции художника посвящены Харри Хэю (1912 - 2002), который вначале был активистом компартии, потом его исключили из нее, а позже он стал одним из основателей движения за права геев в США, в 1979 году встав во главе организации "Радикальные феи". Она отстаивала не только социальные права гомосексуалов, но и рассказывала об их ярком и романтичном внутреннем мире.

Интересно, что Хэй с пользой для своей концепции применил сочинения Иосифа Сталина: из них он позаимствовал определение национальных меньшинств, чтобы сформулировать идею о том, что гомосексуалисты и лесбиянки также являются меньшинством, - Фикс называет это "причудливой исторической иронией".

"Я, безусловно, пытаюсь создать пародию на направленную против коммунистов и геев охоту на ведьм, в которой гомосексуалист изображен как ядерное облако высотой 1,8 метра и сравнивается с атомной бомбой. Это должно представить его как опасного человека, как воплощение зла, с которым придется иметь дело", - цитирует Фикса автор статьи.

"Получить рабочую визу в России еще сложнее, чем (мужчине) визу невесты в Великобритании"

В России после принятия Госдумой 25 января в первом чтении законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков некоторые средства массовой информации выпустили ряд материалов в защиту прав геев и против "антигейского закона". Со спецпроектами, посвященными проблемам ЛГБТ-сообщества, выступили издания Slon (неделя каминг-аута), The New Times (номер "Про любовь") и "Большой город" (гей-неделя).

Самая свежая "акция протеста" - выпущенный редакцией "Афиши" месяц назад специальный "гей-номер", с содержанием которого можно ознакомиться на сайте издания. Авторы проекта приводят интервью с 27 людьми, которые считают себя гомосексуалами и рассказывают различные истории - от веселых до печальных, связанные с проблемами или говорящие о крепости чувств. Среди участников проекта люди разного возраста и разных профессий, от слесаря-механика и кондитера до главного редактора и чиновника правительства Москвы.

Один из интервьюируемых, Владимир Мусаев, рассказывает, как познакомился со своим будущим мужем на сайте знакомств и сумел собрать документы, чтобы уехать к нему в Британию. Сейчас они готовятся к свадьбе. Хотели бы жить в Москве, но, по его словам, "получить рабочую визу в России еще сложнее, чем (мужчине) визу невесты в Великобритании".

Илья Любушкин, хотя и живет со своим другом, не приветствует идею гей-парадов и считает, что в гомосексуальной среде, как и в любой другой, есть проявления "низкой и "высокой" культуры: "Есть гей-культура Бориса Моисеева, а есть гей-культура Марка Джейкобса. Или есть группа "Сливки", а есть Элтон Джон. И то и другое - поп-музыка, но разница огромная", - рассуждает он. Он против выставления напоказ своих особенностей: "У нас с Максимом нет дикой необходимости приходить в кафе и говорить: "Мы - геи, дайте нам кофе", - поясняет Илья.

Медсестра Даня Ванина рассказала, как, работая в больнице, после того как ей надоели бесконечные вопросы о замужестве, начала потихоньку признаваться коллегам о своей нетрадиционной ориентации. Поначалу реакцией было молчание и отстранение. Однако, когда старшая медсестра устроила в тайне от нее "суд", заставив всех коллег высказаться, имеет ли право лесбиянка работать в их коллективе, все ее оправдали, заявив, что им все равно, с кем она спит, лишь бы справлялась с обязанностями.