Арбитражный суд Москвы взыскал с оппозиционера Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), а также с юриста ФБК Любови Соболь порядка 88 миллионов рублей по иску пищевого комбината "Московский школьник" При этом суд обязал Навального удалить ролик про пищекомбинат, поскольку, согласно решению судьи, там содержатся сведения, которые порочат деловую репутацию компании
 
 
 
Арбитражный суд Москвы взыскал с оппозиционера Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), а также с юриста ФБК Любови Соболь порядка 88 миллионов рублей по иску пищевого комбината "Московский школьник"
Вячеслав Акишин / Moscow-Live.ru
 
 
 
При этом суд обязал Навального удалить ролик про пищекомбинат, поскольку, согласно решению судьи, там содержатся сведения, которые порочат деловую репутацию компании
Навальный LIVE / YouTube

Арбитражный суд Москвы взыскал с оппозиционера Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), а также с юриста ФБК Любови Соболь порядка 88 миллионов рублей по иску пищевого комбината "Московский школьник". Об этом ТАСС сообщили в понедельник в суде.

Судья взыскал с Навального 29,2 млн рублей в качестве компенсации морального вреда и 18 тыс. рублей госпошлины. Такую же сумму он взыскал с ФБК и Соболь, которые также выступали ответчиками по иску. Таким образом, суммарно с них решено взыскать около 88 млн рублей, сообщили в суде.

При этом суд обязал Навального удалить ролик про пищекомбинат, поскольку, согласно решению судьи, там содержатся сведения, которые порочат деловую репутацию компании. Согласно документам, представленным в суд истцом, один из клиентов "Московского школьника" расторгнул с предприятием контракт после публикации ролика на Youtube-канале "Навальный Live".

Как ранее сообщалось, "Московский школьник" и ряд других компаний, которые занимаются поставками продуктов питания в столичные детские сады, школы, психдиспансеры, интернаты и другие учреждения, связаны с "поваром Путина" Евгением Пригожиным.

В конце 2018 года вокруг деятельности этих фирм разразился скандал. Тогда стало известно о массовом заражении дизентерией в детских садах. Под предлогом распространения ОРВИ закрыли на карантин детский сад при школе номер 2051, но в Сети появилась информация, что речь идет об эпидемии дизентерии, распространившейся как минимум в нескольких детсадах и вызванной некачественными продуктами. На следующий день в СМИ появилась информация о том, что в саду отравились 70 детей. Вскоре на карантин закрыли еще несколько детских учреждений, а в соцсетях появилось сообщение о том, что врачи, осматривавшие пострадавших посетителей детсадов, якобы ставят детям некорректные диагнозы, чтобы скрыть реальную картину происходящего.

Как рассказал отец одного из заболевших детей, с руководителями сада ему удалось увидеться только 14 января 2019 года, и те сказали, что "все в порядке". По его словам, сад не был закрыт, хотя дизентерией были заражены 29 детей. "Ребенка вызывали по телефону в сад срочно со справкой, что он здоров. Хотя он лежал дома с дизентерией", - возмутился мужчина.

Совет при президенте РФ по правам человека (СПЧ) обратился к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой взять под контроль расследование массового заражения детей. "В течение двух месяцев члены инициативной группы не могут получить информацию о результатах проверки государственными и правоохранительными органами", - говорилось в сообщении СПЧ. Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, в частности, что ситуация с дизентерией в московских детсадах "полностью нормализована".

А мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что "с первого дня держит эту ситуацию под контролем", однако ни разу до начала февраля не прокомментировал инцидент, вызвав гнев одной из пострадавших родительниц, которая записала для мэра специальное видеообращение. 25 марта Мещанский районный суд Москвы начал слушания по иску о причинении вреда здоровью и компенсации морального вреда на 16 миллионов рублей. В роли истцов выступили родители 32 заболевших детей.

В феврале 2019 года ФБК Алексея Навального опубликовал фотографии, сделанные еще в 2017 году сотрудницей одной из фирм Пригожина Натальей Шиловой. Женщина, по ее словам, была уволена именно потому, что пыталась обратить внимание на грубые нарушения в работе с пищевой продукцией. На одной из опубликованных фотографий запечатлена открытая консервная банка с зеленым горошком, внутри которой плавает червяк. На другом снимке изображен кусок мяса с зеленоватой субстанцией внутри.

Наталья Шилова решила поделиться шокирующими фотографиями, а также дать интервью ФБК после того, как ее собственный ребенок пострадал от вспышки дизентерии, произошедшей в конце 2018 года. Она рассказала, что "целенаправленно залезла в компанию" Пригожина в 2016 году, поскольку к тому моменту убедилась, что детей в образовательных учреждениях, в том числе ее ребенка, "травят" некачественными продуктами. В одном из пищеблоков было обнаружено мясо с явными признаками порчи, а в другом в качестве ванны для обработки овощей и фруктов использовался унитаз (позднее выяснилось, что это старое фото, не имеющее отношение к архиву Шиловой). При этом продукты поставлялись в детские учреждения со всеми необходимыми документами, подтверждающими их высокое качество.

После этого комбинат "Московский школьник" подал иск в Арбитражный суд Москвы. Он просил взыскать с Навального, Соболь и ФБК 1,5 млрд рублей компенсации, включая не только возмещение упущенной выгоды, но и репутационного ущерба.

Шилова же записала видеообращение, заявив, что факты, изложенные в расследовании ФБК, не соответствуют действительности, а коллеги Навального ее обманули. По словам Шиловой, Любовь Соболь якобы предложила ей оплатить лечение сына в обмен на интервью.

Теперь Шилова стала утверждать, что фото унитаза якобы предложил использовать сам Навальный, заявив, что фальсификации оправданы для "важного дела". Шилова также говорила, что для интервью ей дали готовый текст, в котором "было много домыслов и различных неточностей". После публикации интервью, как утверждает Шилова, в ФБК нарушили договоренность и не оплатили лечение ребенка. Каких-либо доказательств своих тезисов она не привела.

Видеообращение было опубликовано на странице Шиловой во "ВКонтакте", но потом страницу закрыли, зато ролик сохранился в аккаунте Федерального агентства новостей (ФАН), которое тоже связывают с Пригожиным и его "фабрикой троллей".

Любовь Соболь отвергла новые утверждения Шиловой, заявив, что та не зачитывала готовый текст, а под компенсацией имелась в виду помощь в подаче иска Шиловой к компаниям Пригожина в связи с отравлением ее ребенка. "Я не знаю, надавили ли на нее, заплатили ли ей денег или она изначально была заслана от Пригожина, но точно знаю, что она врет", - сказала Соболь в эфире "Навальный LIVE". Она отметила, что сохранилась переписка с Шиловой, в которой ей показывали видео интервью перед выпуском. Также есть исходники самого видео, "где видно, что она сама отвечала на вопросы".

В конце марта стало известно, что за последние 8 лет к структурам Пригожина было подано 711 исков на сумму 899 млн рублей: от употребления некачественной еды пострадали воспитанники детских садов, пациенты больниц и санаториев, спасатели и военные.

Истцы жаловались на обнаружение несъедобных ингредиентов, в том числе червей, тараканов, человеческих волос и полиэтиленовых пакетов. Еда иногда была приготовлена из гнилых продуктов или инфицирована, или же военнослужащие и школьники получали еду с задержкой и в меньших количествах, а сам подрядчик нарушал технологию приготовления и условия хранения еды.

При этом в некоторых случаях компаниям Пригожина удалось переложить ответственность за нарушения на других. В феврале 2018 года вспышку дизентерии зафиксировали в московском детсаду "Дельфиненок". Проверяющий орган установил, что в работе компании, отвечающей за питание, были "нарушения условий хранения пищевых продуктов, технологии приготовления блюд, пересечение потоков готовой продукции и сырья на пищеблоке, нарушения дезинфекционного режима, несоблюдение персоналом правил личной гигиены". После этого уволили директора школы, завхоза и старшего воспитателя, а компания-поставщик возобновила работу.

Структуры "повара Путина" в ответ активно судятся с теми, кто выдвигает претензии к качеству еды. За восемь лет было подано 533 встречных иска на 2,9 млрд рублей. Компании Пригожина выиграли каждый четвертый суд, в котором выступали ответчиками.