Законопроект о наказании за оправдание нацизма, принятый Госдумой 23 апреля, может не пройти Совет Федерации. В верхней палате парламента полагают, что в нынешнем виде проект закона заставляет президента "отказаться от позиции, которую занял СССР на Нюрнбергском процессе". Депутат от "Единой России" Ирина Яровая, которая является главным лоббистом этого документа, назвала реакцию в Совете Федерации недоразумением. Ее инициатива, как сообщает "Коммерсант", согласована в администрации президента, и на стол Владимиру Путину документ, согласно плану, должен лечь до 9 мая.
Принятый депутатами 23 апреля закон предусматривает введение в Уголовный кодекс новой статьи 354.1 - "Реабилитация нацизма". За оправдание преступлений и "отрицание фактов", установленных Нюрнбергским трибуналом, предусматривается штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до пяти лет, если преступление совершено с использованием СМИ. Одобренный Госдумой закон, в частности, приравнивает к "реабилитации нацизма" распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. При этом в первом чтении речь шла лишь о тех сведениях в деятельности СССР, которые "соединены с обвинениями в совершении преступлений", которые были установлены на Нюрнбергском процессе.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин раскритиковал принятый Госдумой законопроект. Сенатор сообщил "Коммерсанту", что подготовленный документ "запрещает отрицать факты, установленные приговором международного военного трибунала". Он пояснил, что если сейчас закон подпишет Владимир Путин, то получится парадоксальная ситуация: президенту предстоит отказаться от позиции, которую занял СССР на Нюрнбергском процессе.
Добрынин напомнил, что член трибунала от СССР Иона Никитченко в рамках процесса в 1946 году заявил в особом мнении о несогласии с несколькими решениями, в том числе с непризнанием преступными действия правительства кабинета и генштаба нацистской Германии и излишне мягкими приговорами в отношении нескольких подсудимых.
В Совфеде указали на ошибку депутатов: "Это оскорбительный подарок ветеранам"
Помимо этого, как отметил Добрынин, в одобренном депутатами документе содержится "грубая ошибка", которая может нанести Госдуме "серьезный имиджевый ущерб". "Суть ее в том, что теперь вместо действующей нормы, и так позволяющей наказывать действия по осквернению символов воинской славы нашей страны, коллегами из Госдумы по невнимательности введены положения, смягчающие наказание за эти преступления, - пояснил "Российской газете" Добрынин. - А позволить избегать преступниками сурового наказания за осквернение, не дай бог, Вечного огня в преддверии 9 Мая, мне кажется, это недопустимый и оскорбительный подарок ветеранам".
В настоящее время, как отмечает "Российская газета" со ссылкой на экспертов, за публичное осквернение символов воинской славы в России предусмотрено наказание по уголовной статье "Вандализм". Максимальное наказание по этой статье - тюремный срок до трех лет. Помимо "Вандализма", нарушителям могут вменить и уголовную статью "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения", которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
В то же время в принятом Госдумой законе за надругательство вводится наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей или обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до одного года. Согласно постановлению Конституционного суда России, в таких случаях начинает действовать норма, предусматривающая более мягкое наказание. Таким образом, нормы по новому закону более снисходительны к нарушителям.
Кроме того, эксперты профильного комитета Совета Федерации установили, что принятый Госдумой закон "не дает определения понятий "нацизм", "реабилитация нацизма", он вообще не содержит понятийного аппарата и критериев определения принадлежности событий и действий к нацизму и его реабилитации. При этом, как отметили эксперты, действие закона не распространяется на факты героизации иных нацистских преступников, действовавших во многих оккупированных странах.
По данным "Коммерсанта", закон, вводящий наказание за оправдание нацизма, был согласован в администрации президента, поэтому проблем в Совете Федерации возникнуть не должно. Этот закон намереваются принять ко Дню победы, поскольку это "должно быть символично". В Госдуме закон принимался стремительно: в комитете по гражданскому законодательству поправки рассмотрели ко второму чтению опросным листом, а правовое управление нижней палаты парламента писало отзыв на законопроект прямо в момент его рассмотрения депутатами.
Сама Яровая рассказала журналисту "Коммерсанта", что "оснований для отклонения закона Советом Федерации нет". "В законопроекте по всем основаниям выдержаны правила формирования новой диспозиции Уголовного кодекса", - подчеркнула она. Заявление Добрынина и предварительное заключение комитета Совета Федерации она назвала "недоразумением".
В Совфеде зреет свой закон о наказании за реабилитацию нацизма
"Скорость всегда приводит к ошибкам, главное - их вовремя выявить, - сказал Константин Добрынин. - Мы не можем допустить невольного снижения уже действующего в законодательстве уровня уголовной ответственности за осквернение воинской славы и фактически за реабилитацию нацизма. Полагаю, что в нынешней ситуации верхняя палата парламента может и должна сделать все возможное, чтобы помочь нижней палате избежать серьезного политического и имиджевого ущерба, тем более что этот ущерб чреват проблемами для всей страны".
Но несмотря на это, комитет по конституционному законодательству рекомендовал Совету Федерации проголосовать за принятие законопроекта. По данным "Интерфакса", комитет действительно изначально рекомендовал отправить документ на доработку. Но по итогам голосования Константин Добрынин остался в одиночестве, а все остальные члены комитета проголосовали за его одобрение.
Добрынин, как отмечается на сайте Совета Федерации, ранее сообщал о подготовке законопроекта, который также предусматривает наказание за оправдание нацизма. Сенатор предлагал приравнять реабилитацию действий нацистской Германии к "экстремистской деятельности". "Сенаторы дают исключительно точные определения того, что на самом деле является нацизмом и что является его реабилитацией. Реабилитация нацизма приравнивается к экстремистской деятельности со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе с уже существующим уголовным наказанием за подобные деяния", - говорил Добрынин.