Государственная дума в среду приняла в первом чтении поправки в действующий закон "О противодействии экстремистской деятельности", которым существенно расширяется трактовка самого понятия "экстремизм".
При необходимых 226 голосах за принятие законопроекта проголосовали 337 депутатов, против - 75, передает РИА "Новости". Губернаторы крупнейших субъектов РФ в день начала Великой Отечественной войны потребовали от депутатов принять активные меры по преодолению политического экстремизма, указав на новых врагов государства.
В законопроекте ответственность в виде лишения свободы на срок 3-5 лет предполагается ввести за любую деятельность, которую можно счесть экстремистской. В перечень деяний, подпадающих под определение экстремистских, предлагается, в частности, включить:
1. Воспрепятствование законной деятельности органов госвласти, избирательных комиссий и должностных лиц этих органов. Экстремизмом предлагается признать применение насилия в отношении представителя госвласти, либо угрозу применения насилия.
2. Публичная клевета в отношении должностного лица, занимающего государственную должность при исполнении им обязанностей.
3. Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, либо вражды.
4. Совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод граждан, а также вреда их здоровью и имуществу в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, а также вероисповеданием и социальной принадлежностью.
5. Создание аудиовизуальных, печатных и иных материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности. При этом автор данных материалов признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность, и несет ответственность, установленную законодательством РФ.
Авторами законопроекта являются депутаты практически от всех фракций Госдумы - в их числе Александр Гуров, Игорь Баринов, Владимир Груздев (все - "Единая Россия"), Нина Останина, Сергей Собко (оба - фракция КПРФ), Николай Безбородов, Александр Куваев (оба - фракция "Родина"), Евгений Багишвили и Василий Тарасюк (оба - фракция ЛДПР), и независимый депутат Светлана Горячева. Поправки одобрила Общественная палата.
В пояснительной записке авторы законопроекта обосновывают необходимость его принятия тем, что "пользуясь пробелами в законодательстве, фактически стала возможной публичная деятельность лиц (в том числе в СМИ и в интернете), которые напрямую не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но в завуалированной форме побуждают к ее осуществлению".
Как следует из заключения руководителя думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, этот комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако считает необходимым "существенно доработать" его ко второму чтению, передает "Интерфакс".
В частности, отмечает Крашенинников, законопроект в его нынешней редакции позволяет привлечь к ответственности целый ряд лиц, которые не имеют прямого отношения к экстремистской деятельности. В их числе могут оказаться "организации и физические лица, издающие книги исторического и научно-технического содержания о вооруженных силах Германии или Италии 30-40-х годов XX века, организации или физические лица, демонстрирующие фильмы и спектакли о Гитлере или Муссолини, лица, изготавливающие соответствующие элементы реквизита для киностудий и театров и др."
Возможные последствия
Отношение к предлагаемым поправкам, мягко говоря, неоднозначно, в том числе и в депутатской среде. Противники внесения поправок в "Закон о противодействии экстремистской деятельности" уверены, что инструментов борьбы с экстремизмом у государства уже достаточно, а истинная цель новых поправок - ограничение свободы слова в России, отмечает "Новая газета".
Есть опасения, что жертвами закона станут все СМИ и в целом все силы, оппозиционные к действующей власти, чем и объясняется всплеск "антиэкстремистских" настроений в преддверии выборов 2007-го и 2008 годов. Ведь под расширенное определение экстремизма могут попасть, например, выступления оппозиционеров, в которых они обвиняют представителей власти в коррупции или нарушении прав и свобод граждан. Да и вообще - любая критика власти или конкретного ее представителя.
Депутаты-инициаторы делают все возможное, чтобы не допустить появления в Госдуме следующего созыва оппонентов действующей власти. По мнению многих, очередные ограничения - это не борьба с экстремистскими проявлениями, а новый способ зачистки политического пространства, наряду с ужесточением закона о политических партиях, запретом для депутатов переходить из одной партии в другую и отказом от протестной графы "против всех". Так, член фракции КПРФ Николай Харитонов откровенно заявил, что оппозиции "пытаются заткнуть рот под предлогом борьбы с экстремизмом".
Что касается введения цензуры в интернете, то в случае принятия предложенных изменений рунет рискует превратиться в слепок с интернет-сети Туркмении, которой доступны исключительно сайты органов госвласти этой страны. К тому же у правоохранительных органов нашей страны появится возможность закрыть практически любой неугодный ресурс. Ведь компании, предоставляющие технический доступ в интернет, не могут быть аналитиками, лично и достоверно определяющими, какие сайты или отдельные высказывания на форумах этих сайтов являются экстремистскими, а какие нет. И уж совсем неясно, как поисковые службы могут заблокировать поиск информации "экстремистского содержания".