Сначала Грузия, затем Украина, теперь Киргизия. Некогда доминирующее влияние России в бывших республиках СССР улетучивается с головокружительной быстротой, пишет Tageszeitung Владимир Путин, который вознамерился восстановить авторитет заблудшей державы и, подобно Петру Великому, уже отрекомендовал себя как "собиратель земель русских", теперь вынужден довольствоваться ролью архивариуса славного имперского прошлого
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сначала Грузия, затем Украина, теперь Киргизия. Некогда доминирующее влияние России в бывших республиках СССР улетучивается с головокружительной быстротой, пишет Tageszeitung
Архив NEWSru.com
 
 
 
Владимир Путин, который вознамерился восстановить авторитет заблудшей державы и, подобно Петру Великому, уже отрекомендовал себя как "собиратель земель русских", теперь вынужден довольствоваться ролью архивариуса славного имперского прошлого
Архив NEWSru.com
 
 
 
Распад СССР пятнадцать лет назад оставил во многих бывших республиках и соседних с ними государствах ощутимый вакуум власти. Посредством создания СНГ Москва надеялась продолжить хоть как-то выполнять роль блюстителя порядка. Эта попытка не удалась
Архив NEWSru.com

Иностранная пресса в понедельник комментирует изменения, произошедшие на постсоветском пространстве в последнее время. Сначала Грузия, затем Украина, теперь Киргизия. Некогда доминирующее влияние России в бывших республиках СССР улетучивается с головокружительной быстротой, пишет Tageszeitung (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).

В таком развитии ситуации виновата сама Москва. Как раз Владимир Путин, который вознамерился восстановить авторитет заблудшей державы и, подобно Петру Великому, уже отрекомендовал себя как "собиратель земель русских", теперь вынужден довольствоваться ролью архивариуса славного имперского прошлого.

И это еще мягко сказано. Злые языки уже называют его могильщиком.

Распад СССР пятнадцать лет назад оставил во многих бывших республиках и соседних с ними государствах ощутимый вакуум власти. Посредством создания СНГ Москва надеялась продолжить хоть как-то выполнять роль блюстителя порядка. Эта попытка не удалась. Не в последнюю очередь потому, что Кремль стал пользоваться старыми методами: давление, шантаж и придворные вассалы.

Кроме того, война в Чечне показала, что политика Москвы скорее дала импульс терроризму, вместо того чтобы сдержать его. Весьма сомнительно, что в экстренном случае в мусульманской Средней Азии Россия бы проявила большую тактичность. В связи с этим уход бывшего гегемона можно лишь приветствовать.

Однако совершенно не ясно, куда подъем Киргизии приведет Среднюю Азию. Народ заставил власть слушать свою волю, и это отрадный факт. Но видеть в этом демократическое движение западного образца было бы наивно. Как и в Ираке, в Киргизии и Узбекистане могут появиться силы, которые до сих пор действовали в тени: радикальные исламистские движения, такие как "Хизб ут-Тахрир", имеют немало сторонников в Ферганской долине и на юге Киргизии.

Москва, с одной стороны, предоставила убежище свергнутому президенту Акаеву, а с другой - предложила новому правительству хорошее сотрудничество. Это показывает, что участник антитеррористической коалиции Путин все-таки понял, как не лишиться всей власти за пределами российских границ.

Le Monde пишет, что российский президент смирился с падением власти Аскара Акаева, с которым он встречался в Москве в январе, когда киргизский президент еще пытался заручиться поддержкой Кремля накануне парламентских выборов. Когда 20 марта на юге страны начались волнения, Владимир Путин отказался встретиться со своим среднеазиатским коллегой, который, как писала российская пресса, приехал в Москву с кратким визитом. В пятницу Путин предложил киргизскому президенту, покинувшему свою страну, политическое убежище, заявив: "Если Аскар Акаев захочет приехать в Россию, мы не будем возражать" (Перевод публикует сайт Inopressa.ru).

Не признавая открыто, что влияние Москвы на бывшем советском пространстве в последние полтора года существенно уменьшилось, Путин выступил за сохранение Содружества Независимых Государств (СНГ), созданного в 1991 году по инициативе Бориса Ельцина на развалинах распавшейся империи, но раздираемого многочисленными противоречиями.

В словах Путина прозвучало признание слабости: СНГ, сказал он, создавалось для "цивилизованного, мягкого развода" между бывшими советскими республиками.

"И если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений, скажем, в сфере экономики, в сфере сотрудничества в политической области, в военной и так далее, то, естественно, этого и не было бы, потому что и быть не могло", - добавил российский президент.

В противоположность позиции, занятой им в момент кризиса на Украине, Путин воздержался от выпадов в адрес западных руководителей и ОБСЕ, которые осудили фальсификацию парламентских выборов в Киргизии, названных наблюдателями от СНГ "открытыми и честными". Российский президент назвал лишь достойным "сожаления то обстоятельство, что в очередной раз в одной из стран постсоветского пространства политические вопросы решаются неправовым способом, сопровождаются погромами и человеческими жертвами".