Мещанский суд Москвы в четверг отказался объединить дела главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Об этом сообщила журналистам один из адвокатов Лебедева Елена Липцер. По ее словам, суд счел нецелесообразным объединение этих дел.
Ходатайство об объединении дел Лебедева и Ходорковского подала в среду защита главы МЕНАТЕПа. Липцер пояснила журналистам, что защита просила суд вернуть дело Лебедева прокурору для объединения с делом Ходорковского.
"Судья Ирина Колесникова заявила, что у суда отсутствуют данные о том, что отдельное рассмотрение дела Лебедева будет способствовать необъективности процесса", - сказала адвокат.
Между тем адвокаты заявляли, что при раздельном рассмотрении этих дел будут нарушены права на защиту как Лебедева, так и Ходорковского. По словам Липцер, адвокаты полагали, что для решения вопроса о возможности объединения дел надо либо приостановить производство по делу Лебедева до поступления в суд дела Ходорковского, либо вернуть его прокурору.
Липцер добавила, что прокурор Дмитрий Шохин, выступая по рассматриваемому ходатайству, заявил, что "дело Ходорковского в настоящий момент находится в стадии предварительного следствия, и когда оно поступит в прокуратуру для составления обвинительного заключения, у прокурора есть полномочия вообще прекратить это дело".
Адвокат также сообщила, что защита обратилась в Мещанский суд Москвы с ходатайством о приостановлении слушаний по делу Лебедева до поступления в суд дела Ходорковского. "Мы просим суд приостановить слушания до поступления уголовного дела Ходорковского в суд, чтобы вновь подать ходатайство об объединении обоих дел, но уже в суде", - сказала адвокат. В настоящее время судья Ирина Колесникова ушла на решение по данному ходатайству.
По словам Липцер, в ходе заседания в четверг Лебедев сделал заявление о нарушении его прав председательствующей по делу судьей Колесниковой. В частности, он отметил, что судья допускает нарушения, аналогичные тем, которые были допущены в отношении него в ходе неоднократного рассмотрения вопроса о продлении ему меры пресечения Басманным судом Москвы. По словам Лебедева, судом не в полной мере отражаются сделанные им заявления.
В свою очередь, прокурор Шохин расценил это как проявление неуважения к суду, после чего судья обратилась ко всем участникам процесса с указанием о недопустимости каких-либо заявлений, дискредитирующих как Мещанский суд, так и всю судебную систему России в целом, сообщает "Интерфакс".
Генеральная прокуратура обвиняет Платона Лебедева в том, что он, работая президентом ОАО КБ МЕНАТЕП (Банк МЕНАТЕП) и являясь членом совета директоров АОЗТ "МФО МЕНАТЕП" и ТОО совместное российско-швейцарское предприятие Russian Trust and Trade, в Москве в 1994 году вошел в организованную группу лиц под руководством председателя совета директоров этих структур Михаила Ходорковского, которая была создана "с целью завладения путем обмана акциями российских предприятий в период проведения приватизации".
По данным Генпрокуратуры, Платон Лебедев совместно с Михаилом Ходорковским "руководил деятельностью этой группы в процессе совершения преступлений". Он также, по версии следствия, должен был выдавать банковские гарантии подставным коммерческим организациям, от имени которых обманным путем приобретались акции о выполнении финансовых обязательств, которые брались при оформлении сделок купли-продажи, заведомо при этом зная, что эти обязательства выполняться не будут.
Всего Лебедеву, как и Ходорковскому, инкриминируется совершение 11 эпизодов противоправной деятельности, которые предусмотрены семью статьями УК РФ. Генпрокуратура обвиняет Лебедева в мошенничестве, совершенном организованной группой в крупном размере, в причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, в неисполнении решения суда, уклонении от уплаты налогов, как физическим лицом, так и в составе группы лиц по предварительному сговору, в присвоении или растрате.
В частности, Платон Лебедев подозревается в хищении в 1994 году 20% акций ОАО "Апатит", принадлежащего государству, на сумму 283 миллиона 142 тысячи долларов. Ущерб, причиненный действиями Лебедева, оценивается следствием в 1,2 млрд долларов США.