"Новая газета" узнала о гибели в Сирии трех бойцов новой российской ЧВК "Щит"
 
 
 
"Новая газета" узнала о гибели в Сирии трех бойцов новой российской ЧВК "Щит"
Moscow-Live.ru / Будишевский Николай

В Сирии погибли три бойца новой российской частной военной компании (ЧВК) "Щит". Как сообщает "Новая газета" со ссылкой на источники и родственников погибших, сотрудники ЧВК погибли в боестолкновении в районе Пальмиры 15 июня. Предполагается, что террористы взорвали автомобиль, группа бойцов отправилась выяснять, что произошло, и попала под минометный обстрел. Три человека погибли, один был ранен.

Двое из погибших воевали в ЛНР, после чего работали в ЧВК "Вагнера". Один из них родился в Перми, второй в Хакасии. О третьем известен лишь позывной - "Кайрат". В Сирии, по утверждению "Новой", бойцы охраняли объекты "Стройтрансгаза" миллиардера Геннадия Тимченко.

По словам родственников одного из погибших, Давида Хонды, о своих "командировках" мужчина почти ничего не рассказывал, лишь упомянув Сирию перед последним отъездом. Его тело в цинковом гробу привез один из сослуживцев, представившийся Александром. Сопровождающий передал документы: справку на арабском языке и перевод на русский язык, заверенный красной печатью "войсковой части полевая почта 23944" без какой-либо подписи.

Согласно тексту перевода, Давид Петрович Хонда погиб 15 июня 2019 года, причиной смерти стало "кровоизлияние головного мозга в результате осколочного взрыва". Справки подписаны "военным судебным доктором" - бригадным генералом Гассаном Али Дарвишем и начальником "реабилитационной больницы Заги Азрак" - бригадным генералом Шафиком Абасом.

Кроме арабского документа с переводом прилагались справки со штампом в/ч п/п 23944 за подписью командира отделения приема, хранения и транспортировки тел погибших и начальника медслужбы о том, что цинковый гроб с телом гражданина Хонды Давида Петровича запаян и посторонних вложений не имеет. Как известно из открытых источников, "войсковая часть полевая почта 23944" - условное наименование группировки Вооруженных сил России в Сирии. О расположении в/ч п/п 23944 в "населенном пункте Хмеймим" сказано в нескольких решениях российских судов. При этом документы о смерти Хонды, привезенные из Сирии, не позволяют получить российскую справку о смерти.

"Нам не выдают справку о смерти. У нас же вскрытия в России не было, а тот перевод, который есть, как нам объяснили, не годится, так как тот, кто переводил, не имеет полномочий. Отправили нас в военкомат, а там говорят, ничего не знаем, он [Хонда] в частной компании был, у нас сведений нет", - рассказала родственница погибшего.

Первые сообщения о ЧВК "Щит" появились в 2018 году, по словам собеседников "Новой газеты", база военной компании расположена в подмосковной Кубинке, по соседству с 45-й бригадой специального назначения. Источники газеты утверждают, что за ней стоят высокопоставленные бывшие или действующие генералы Минобороны.Никакого российского или иностранного юридического лица, которое можно было бы связать со "Щитом", журналистам найти не удалось.

Цели и задачи "Щита", по данным источников, весьма локальны: охрана и оборона объектов АО "Стройтрансгаз" на территории Сирийской Арабской Республики. В настоящее время охраняется около пяти предприятий. Численность группы на каждом объекте примерно 25-30 человек, ротация личного состава производится каждые три месяца. Доставку к месту службы якобы осуществляет военно-транспортная авиация с пересадочным пунктом в Моздоке. В 2018 году вербовка проходила на условиях выплаты ежемесячно 180 тысяч рублей, но, как говорят, сейчас месячная ставка снизилась до 120 тысяч.

По информации газеты, в руководство ЧВК входят бывший заместитель командира 45-й бригады Константин Мирзаянц и бывший спецназовец Евгений Сидоров, в 2014 году получивший три года колонии за отправку в Сирию наемников "Славянского корпуса". Однако Мирзаянц эту информацию не подтвердил, а связаться с Сидоровым не удалось.

В отличие от ЧВК Вагнера, засветившейся в боевых действиях на Украине и в Сирии, сотрудники ЧВК "Щит" до сих пор не попадали в новостные сводки. Это можно объяснить как заметно меньшей численностью (в штате Вагнера предусмотрено 2,5-3 тысячи штатных единиц, в "Щите" - вряд ли более 200-300 бойцов), так и поставленными задачами. Если группа "Вагнера" принимала непосредственное участие в боевых действиях при поддержке собственной бронетехники и артиллерии, то "Щит", по данным издания ограничивается вполне "традиционной" деятельностью, охраняя объекты и не вмешиваясь в общевойсковые операции.

По данным журналистов и независимых расследователей, на территории Сирии действует еще несколько российских групп, фактически являющихся частными военными компаниями. Так, в июле 2018 года в Сирии начала воевать новая частная военная компания "Патриот", предположительно связанная с министерством обороны. В марте 2019 года сообщалось о присутствии в Сирии ЧВК "Вега", работники которой в основном занимаются тренировкой бойцов сирийской проправительственной группы "Лива аль-Кудс".

При этом никаких правовых гарантий у участников таких группировок нет. В ноябре 2018 года бойцы российских частных военных компаний и ветераны вооруженных сил и боевых действий обратились в Международный уголовный суд с требованием возбудить расследование против организаторов ЧВК и тех, кто им помогает. В поданных материалах говорится, что под видом добровольцев россияне участвовали в конфликтах на востоке Украины, в Сирии, Ливии, Судане, ЦАР, Йемене и других странах: потери ЧВК, по данным ветеранских организаций, исчисляются сотнями.

Как следует из обращения в суд, участников ЧВОК лишают правового статуса намеренно, из-за чего они не только не получают положенной ветеранам реабилитационной и экономической поддержки со стороны государства, но и преследуются по закону о наемничестве: деятельность таких компаний попадает под действие двух статей Уголовного кодекса РФ: "Наемничество" и "Организация незаконного вооруженного формирования". При этом с российскими наемниками заключаются юридически несостоятельные договоры: в ответ на просьбы о легализации они получают ответы из Минобороны, где организацию и деятельность частных военных компаний в России называют антиконституционными.

Между тем военкоматы зачастую отказывают в компенсации и семьям тех военнослужащих, чья "легальность" сомнений не вызывает. Вдова летчика Андрея Пыленка, погибшего в Сирии в начале марта 2018 года при крушении самолета Ан-26, долго не могла добиться перерасчета пенсии по случаю потери кормильца с учетом надбавки 32%, которая полагается ветеранам боевых действий.

Военкомат не признал иск, сославшись на то, что погибший якобы не являлся ветераном боевых действий. Между тем, по словам вдовы, такой статус ее муж получил еще в 2009 году за участие в боевых действиях в Чечне. Суд в итоге встал на сторону женщины и обязал военкомат выплачивать Вере Пыленок и ее детям пенсию по потере кормильца с учетом надбавки ветеранам боевых действий, а также выплатить недополученную за прошлый год сумму в размере 39,8 тысячи рублей.

А в феврале этого года суд Ростовской области отклонил иск вдовы бойца ЧВК Вагнера Луизы Рубановой, пытавшейся добиться компенсации морального вреда после гибели мужа Алексея Рубанова во время его третьей командировки в Сирию в феврале 2018 года. Выплаты в связи с его смертью получили только родители, между тем у Рубанова остались трое маленьких детей. Суд не увидел связи между гибелью военного и действиями российских вооруженных сил.