Оксана Пушкина Разработчики законопроекта о домашнем насилии назвали неприменимым на практике и юридически неграмотным вариант документа, опубликованный накануне на сайте Совета Федерации
 
 
 
Разработчики законопроекта о домашнем насилии назвали неприменимым на практике и юридически неграмотным вариант документа, опубликованный накануне на сайте Совета Федерации
Фото: Тихонов Михаил / Moscow-Live.ru

Разработчики законопроекта о домашнем насилии назвали неприменимым на практике и юридически неграмотным вариант документа, опубликованный накануне на сайте Совета Федерации. Главная претензия заключается в том, что новая редакция предлагает не относить к домашнему насилию действия, подпадающие под другие административные или уголовные статьи.

"В предложенной редакции полностью исключаются из-под действия закона все виды физического насилия (побои, причинение вреда здоровью и т. п.), потому что данные виды насилия всегда содержат в себе признаки административного правонарушения или преступления", - пояснила ТАСС соавтор законопроекта депутат Госдумы Оксана Пушкина.

Таким образом, жертва домашнего насилия не сможет получить охранный ордер в случае избиения и в случае, если уголовное дело возбуждено, но решения суда по нему не было, отметила еще одна соавтор документа, создательница сети взаимопомощи для женщин #ТыНеОдна Алена Попова. По ее мнению, опубликованная версия представляет собой "просто бесполезное адище".

Кроме того, в нынешней редакции сказано, что агрессору, вина которого доказана, временно запретят жить вместе с жертвой только если ему есть куда съезжать. Из рабочей версии также исчез запрет преследования и фактически исчезло понятие угроз. Об угрозах насилием, согласно рабочей версии законопроекта, можно заявлять, если они высказаны "в отношении лиц, находящихся в беспомощном или зависимом состоянии". При этом если жертва не беспомощна или об угрозах сообщили соседи, это не будет являться основанием для профилактических мер, пишет "МБХ медиа".

Предлагаемые штрафы в 3-5 тысяч рублей за несоблюдение защитного предписания Оксана Пушкина назвала бездейственной санкцией. "Нарушителю проще будет заплатить и избить жертву снова, либо не платить вообще, потому что денег нет", - считает депутат. Еще одно замечание касается перечня возможных жертв домашнего насилия, в который не включены сожители.

В опубликованной версии жертвами домашнего насилия могут считаться супруги и бывшие супруги; лица, имеющие общих детей, близкие родственники и ведущие совместное хозяйство иные лица, связанные свойством, то есть отношениями между супругом и родственниками другого супруга. При этом 12% семей живут в гражданском браке, а почти 30% жили вместе и вели совместное хозяйство до заключения официального брака. В Совфеде утверждают, что закон будет защищать и сожителей.

Новая версия законопроекта предполагает, что меры профилактики домашнего насилия будут направлены прежде всего на сохранение и поддержку семьи, что, по мнению разработчиков первой редакции, усугубит нынешнюю ситуацию. "Изменения, которые внес Совет Федерации в наш вариант, полностью разрушают систему защиты жертв насилия. Согласно новым поправкам, выходит, что жертве предлагают сохранять семью с насильником, а НКО будут примирять семью с насильником. Мы постоянно рассказываем реальные истории жертв, когда после именно примирения насильник жертву убивал", - подчеркнула в разговоре с "Коммерсантом" Алена Попова.

Адвокат Мари Давтян, тоже принимавшая участие в разработке законопроекта, сообщила, что опубликованная Совфедом версия не согласовывалась с ней и другими членами рабочей группы. Она охарактеризовала документ как "результат заигрываний Совфеда с разного рода радикальными консервативными группами", которые считают закон угрозой традиционным семейным ценностям.

"Мне смешно слушать, как Совет Федерации пугают полумаргинальные "Сорок сороков" - организация с сотней участников. Потерпевших можно не бояться: они ни на кого не нападают, никого не преследуют. Лучше послушаем агрессивных мужиков из "Сорока сороков" и забьем на потерпевших", - возмутилась Давтян.

По словам Поповой, сенаторы советовались с патриархом Кириллом во время обсуждений законопроекта, хотя глава РПЦ не представляет ни законодательную, ни исполнительную власть. Общественное обсуждение законопроекта продлится до 15 декабря, авторы первоначальной версии будут настаивать на своих поправках.

Пушкина выразила надежду на то, что обнародование документа "прекратит распространение домыслов, сплетен и интриг вокруг него". "Для нас самое главное сейчас - подать документ в первом чтении, после чего мы еще будем готовить поправки с учетом мнения и своих коллег-законодателей", - заключила она.