Саддам надеется выиграть политическое сражение с помощью тактики палестинцев
 
 
 
Саддам надеется выиграть политическое сражение с помощью тактики палестинцев
Euronews

То, что в понедельник американские солдаты, охраняющие КПП около Неджефа, убили семерых невооруженных иракцев (по уточненным данным - 10 - прим. NEWSru), было не просто трагической ошибкой - все произошло именно так, как предусматривал военный сценарий Саддама Хусейна, пишет The Time (перевод на сайте Inopressa.ru). Увидев, что после предупредительных выстрелов водитель так и не остановился, солдаты на КПП просто защищали себя от потенциальной угрозы для жизни. Этот инцидент стал именно такой трагедией, какую приспешники Саддама и надеялись спровоцировать, послав в субботу к другому КПП этого района террориста-самоубийцу, который убил четверых американских пехотинцев.

Главная цель иракского военного плана - создать барьер между наступательными силами США и гражданским населением Ирака, включая и тех, кто настроен против режима Саддама, втянув американские вооруженные силы в партизанскую войну по всей стране и усилив политическую неприязнь арабского мира и всего международного сообщества к операции "Свобода Ирака".

Для этого иракские боевики сосредоточили значительные силы в густонаселенных городских районах, убивая людей, которые пытаются покинуть город. Иракские боевики знают, что если коалиционные войска будут наносить по ним удары, то эти удары неизбежно будут сопровождаться жертвами среди гражданского населения и это оттолкнет от коалиции простых иракцев.

Издание отмечает: чтобы усилить сопротивление американо-британскому вторжению, иракское телевидение и апеллировало к национальным и религиозным чувствам населения, транслируя пленки, на которых были сняты погибшие при воздушных рейдах жители Багдада. А чтобы заставить солдат коалиции относиться к местным жителям с подозрением, Ирак переодевал и переодевает своих солдат в гражданскую одежду и послал к ним террориста-самоубийцу.

Неделя войны в Ираке заполонила телеэкраны на всем Ближнем Востоке знакомыми образами: арабские семьи, причитающие в госпиталях над телами детей, погибших при авианалетах; вооруженные до зубов солдаты блокируют дороги вокруг доведенных до отчаяния осажденных городов; теракт-самоубийство, исполнитель которого провозглашается в Багдаде и Дамаске мучеником; мирные жители, по ошибке застреленные солдатами на дорожных заставах. Обычно эти образы ассоциируются с палестинской интифадой на Западном берегу и в сектора Газа, однако, может быть, "палестинизация" конфликта в Ираке - по крайней мере на пропагандистском уровне - именно то, что задумал Саддам. В конце концов, как и Усама бен Ладен, он прекрасно знает, что ни один другой вопрос так не воспламеняет антиамериканские страсти в арабском и мусульманском мире, как борьба палестинцев.

На протяжении лет Саддам подчеркивал тесную (возможно, ложную) взаимосвязь между израильско-палестинским конфликтом и собственной конфронтацией с США. И в то время как коалиционные силы приближаются к защитному периметру Багдада, появились признаки того, что режим положил в основу своей оборонной концепции партизанскую тактику, использующуюся на Западном берегу и в секторе Газа - неожиданность, обманные трюки, булавочные уколы и переодевание боевиков в гражданскую одежду для того, чтобы максимально увеличить политическую цену их уничтожения.

В изменении отношения коалиционных войск к местному населению субботний террорист-самоубийца сержант Али Джаффар Мусса Хамади Ан-Номани, похоже, добился большего, чем вся Республиканская Гвардия вместе взятая. Теперь собственная безопасность американских и британских солдат требует относиться к каждому иракцу как к потенциальной угрозе для жизни. Это щекочет нервы и подрывает боевой дух - ведь солдатам говорили, что их будут встречать как освободителей, а вместо этого их вынуждают относиться к местным с подозрением. Открыть огонь по приближающемуся и не реагирующему на предупредительные выстрелы автомобилю потребовала от солдат, охранявших тот КПП у Неджефа, логика самообороны. Однако такие инциденты неизбежно приводят к тому, что заручиться поддержкой мирного населения становится все труднее и труднее.

Столкновения в городах вдоль Евфрата, включая Хиндию и Хиллу, что в 50-ти километрах от Багдада, напоминают о том, что в открытом сражении даже самые крупные и лучше всего вооруженные дивизии саддамовской Республиканской Гвардии не идут ни в какое сравнение с силами США. По сообщению официальных американских источников, после 5 дней регулярных бомбежек некоторые саддамовские элитные подразделения потеряли до 50% своей боевой мощи. В лучшем случае - по оптимистичному сценарию - вскоре США должны направить всю огневую мощь своей авиации против сил Республиканской Гвардии в окрестностях Багдада и уничтожить их до того, как они смогут отступить обратно в город. Однако военный план Ирака, скорее всего, построен не на открытом противостоянии США, а на стремлении одержать победу над врагами на политическом поле боя.

Для повстанцев Третьего мира на протяжении долгого времени образцом партизанской тактики, нацеленной на политическое поражение державы с превосходящей военной мощью, был Вьетнам. И именно на Вьетнам ссылается вице-премьер Ирака Тарик Азиз, когда грозит, что иракцы превратят свои города в джунгли и болота, которые помогали маскироваться Вьетконгу. Городские "джунгли" обеспечивают защиту иракским военным силам потому, что коалиционные силы, борющиеся за освобождение иракского народа, не могут позволить себе большого количества гражданских жертв.

Иракцы не в состоянии остановить США, сражаясь с ними лицом к лицу. Поэтому их цель - довести вторжение и особенно уличные бои за Багдад до политически неприемлемого уровня. Сначала они стремились к тому, чтобы отсрочить и затянуть кампанию, которую коалиция по политическим причинам хотела завершить как можно скорее. Теперь планировщики Саддама Хусейна надеются на то, что им удастся максимально затянуть осаду Багдада, в связи с чем количество жертв среди гражданского населения будет неуклонно возрастать, а продолжающаяся партизанская война на линиях снабжения врага аппетиты коалиции и усилит политическое давление на Вашингтон, вынудив его окончить войну задолго до победы.

Между тем партизанская война требует, чтобы гражданское население не просто терпело боевиков, но также кормило их, прятало их и пополняло их ряды. Но это - серьезное испытание для любого режима, который ненавидят так, как саддамовский, пишет журнал.

В краткосрочной перспективе терроризирование народа может помочь добиться некоторых целей, однако если из уравнения будут исключены Саддам и его помощники, способность саддамовских боевиков запугивать и шантажировать население драматически снизится, добавляет The Time.

Вероятно, именно поэтому, пишет издание, американские морпехи провели в понедельник операцию в городе Шатра по захвату двоюродного брата Хусейна генерала Али Хассана аль-Маджида. Как предполагается, такие операции должны сыграть существенную роль в свержении багдадского режима. Эта же логика могла определить необходимость бомбардировки телевизионных объектов в Багдаде - чтобы прекратить связь режима с населением и чтобы люди поняли, что режим Хусейна умирает. Что еще боле важно, в районах, находящихся под контролем коалиции, должна начаться широкая гуманитарная операция по оказанию помощи населению.

Но командиры Саддама надеются, что им удастся вселить в простых людей ужас перед коалиционными силами, который перевесит ненависть к режиму. Так что хотя сомнений в военной победе коалиции в этой конфронтации с вооруженными силами Саддама не возникает, успех операции "Свобода Ирака" зависит и от того, сумеет ли коалиция завоевать сердца и умы иракцев.