США утратят инструмент контроля за российским ракетным потенциалом после истечения 5 декабря срока действия договора СНВ. В частности, Вашингтон потеряет право размещать американских инспекторов в России для подсчета производимых стратегических ракет. Сложившееся положение вещей вызывает серьезную обеспокоенность американских законодателей, и они пытаются выяснить, кто виноват в этом: администрация Обамы или администрация Буша-младшего, пишет The Washington Times.
Республиканцы считают, что в октябре было достигнуто тайное соглашение между Кремлем и людьми Обамы о порядке отъезда американских инспекторов из России. Сложившееся положение подорвет возможность Вашингтона отслеживать соблюдение Москвой достигнутого сокращения ядерного потенциала, отмечает издание.
- США и РФ разрабатывают промежуточное соглашение на период после истечения договора о СНВ
- Причина разногласий по новому договору СНВ
Со своей стороны, представители Демократической партии США настаивают, что "их повергло в шок" неразглашенное соглашение, достигнутое между Москвой и администрацией Буша-младшего (об отъезде американских инспекторов из Воткинска). Демократы напоминают, что администрация Буша-младшего вообще не хотела продлевать срок действия договора СНВ или вырабатывать новый, передает "Интерфакс".
"Поэтому у Обамы не было выбора", - утверждают американские демократы. Администрация Обамы приняла решение не добиваться нового соглашения с Москвой, позволяющего американцам остаться на заводе по производству ракет в Воткинске.
Американские СМИ сообщают, что в связи с прекращением США производства аналогичных ракет российские инспекторы 8 лет назад покинули город Магна (штат Юта). The Washington Times приводит слова командующего ракетными войсками стратегического назначения РФ Николая Соловцова о том, что "после истечения договора о СНВ начнется производство и постановка на боевое дежурство ракет РС-24".
На официальном уровне представители администрации США выражают надежду, что новый договор СНВ удастся заключить до конца декабря. "Два основных приоритета в этом случае сокращение ядерных арсеналов и сохранение режима верификации и проверки", - заявил в понедельник пресс-секретарь Госдепа США Иан Келли.
Бывший помощник госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения договорных норм Пола ДеСаттер сообщила The Washington Times, что в ноябре 2008 года она направила российской стороне предложения в отношении того, что придет на смену СНВ.
"Эти предложения не предусматривали продолжения присутствия американских инспекторов в Воткинске, и, вообще, нам не нужен весь режим проверки, который существовал по договору СНВ". Представители администрации Обамы утверждают, что они предлагают иной, нежели инспекции, способ проверки соблюдения режима контроля за стратегическими наступательными вооружениями, но при этом не вдаются в детали. Люди Обамы считают, что Россия и США больше не противники.
"Характер наших отношений изменился, и мы понимаем, как происходит развитие российской ракетной программы", - заявил неназванный представитель администрации США.
Сотрудники законодательной власти США продолжают высказывать недовольство тем, что их страна теряет надежный инструмент контроля за российскими ракетами, каким было присутствие американских инспекторов в Воткинске. "Мы не можем вести подсчет мобильных ракет из космоса", - сказал неназванный представитель американского конгресса.
США и РФ разрабатывают промежуточное соглашение на период после истечения договора о СНВ
США и Россия разрабатывают верификационные механизмы, которые будут действовать в период с момента окончания срока действия нынешнего договора о СНВ и до принятия нового документа, сказал на пресс-брифинге официальный представитель Госдепартамента США Иан Келли, передает РИА "Новости".
"Мы с Россией активно продолжаем разрабатывать средства по сохранению прозрачности и верификационных процедур на двусторонней основе на период между окончанием срока действия договора о СНВ и началом действия нового договора. Мы считаем, что успех верификационных процедур в нынешнем договоре о СНВ дал нам позитивную базу для работы над новым договором. Эта позитивная база предполагает прозрачность, открытость и предсказуемость в отношениях с РФ... так что мы хотим, чтобы такого рода новые отношения сохранялись", - сказал Келли.
США полагают, что новый договор будет отличаться от прежнего с точки зрения верификационного режима. "Но новый договор должен обеспечить эффективную верификацию соблюдения условий", - подчеркнул официальный представитель американского внешнеполитического ведомства.
После встречи в Нью-Йорке в сентябре лидеры России и США (эти две страны обладают 90% запасов ядерного оружия на планете) выразили надежду, что переговорщикам удастся подготовить новый договор о сокращениях СНВ до истечения срока действия нынешнего.
В минувшую пятницу глава МИДа России Сергей Лавров опроверг сообщения ряда СМИ о том, что новое соглашение с США по стратегическим наступательным вооружениям не будет подписано до 5 декабря. Однако, как сообщил официальный представитель Госдепартамента США Иан Келли на пресс-брифинге в понедельник, США рассчитывают, что проект нового договора с РФ о СНВ будет готов к концу декабря. Вместе с тем, он дал понять, что пока не исключает, что проект будет готов к 5 декабря.
По словам Келли, США в настоящее время ведут переговоры с Россией относительно возможности сохранения существующего в настоящее время механизма взаимных проверок.
Причина разногласий по новому договору СНВ
Напомним, СНВ-1 был подписан СССР и США 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия - 15 лет - до 5 декабря 2009 года. Договор может быть заменен новым соглашением в этой области или продлен на пятилетний срок, причем переговоры о его продлении или замене должны быть проведены не позднее чем за год до истечения срока действия СНВ-1.
Договор обязал каждую из сторон сократить более 40% ядерных боезарядов (до 6 тысяч единиц) и около 30% их стратегических носителей (до 1600 единиц). К 2001 году Россия и США выполнили эти обязательства. Кроме того, Договор установил качественные ограничения - ввел запрет на баллистические ракеты "воздух-земля", на превышение согласованного количества боезарядов на каждом типе ракет, на оснащение крылатых ракет разделяющимися головными частями и др.
Договор также предусматривает взаимные инспекции объектов, на которых хранятся и уничтожаются вооружения.
В 2009 году состоялось три раунда российско-американских переговоров по заключению нового соглашения об СНВ - 19-20 мая в Москве, 1-3 июня и 22-24 июня в Женеве. Переговоры проходили за закрытыми дверями, и об их результатах ничего не сообщалось.
6 июля в Москве президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали рамочное соглашение по СНВ, которое будет основой для нового договора по СНВ. В документе, подписанном в первый день московского саммита, Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов - до 1500-1675 единиц и их носителей - до 500-1100 единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в договоре, предполагается согласовать в ходе дальнейших переговоров.
В середине ноября в Женеве прошел очередной раунд переговоров между Россией и США по новому договору СНВ. Замгоссекретаря США Эллен Тошер, комментируя ход переговоров, заявила, что Вашингтон "очень разочарован" реакцией Москвы на свои предложения.
Раскрыть суть разногласий она отказалась - стороны условились не обнародовать детали работы над новым соглашением по СНВ до тех пор, пока оно не будет готово в окончательной редакции.
Более откровенными оказались эксперты, привлеченные к процессу подготовки договора. Один из них, знакомый с содержанием переданных Москве американских предложений, сообщил о некоторых пока не урегулированных сторонами противоречиях. По его словам, расхождения по-прежнему касаются минимального уровня носителей ядерных боеголовок, который должен быть закреплен в будущем СНВ, а также механизма контроля над мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР).
В частности, в своем пакете американцы обозначили новый потолок для носителей боезарядов, с которым Москва не согласна.
Полярные позиции по поводу средств доставки стороны изложили еще в июле, когда российский и американский президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали в Москве "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений". В нем США обозначили цифру в 1100 носителей, тогда как РФ предложила более радикальный подход и высказалась за их сокращение до 500 единиц. И судя по всему, стороны и сейчас далеки от компромиссного варианта на этот счет.
Неувязки вокруг контроля над МБР эксперт объясняет тем, что Вашингтон предложил оставить в новом СНВ механизм мониторинга, прописанный в истекающем договоре СНВ-1. "Они предлагают сохранить и даже усилить контроль над нашими мобильными МБР типа "Тополь", - пояснил эксперт. - Мы же против выделения "Тополей" в отдельную категорию".
Как отметил эксперт, такая позиция Москвы связана с тем, что у США сейчас нет на вооружении мобильных наземных МБР и поэтому американское предложение "носит односторонний характер". Судя по всему, предлагая установить контроль над российскими мобильными МБР, американская сторона пытается отчасти восстановить баланс, нарушенный после того, как США в 1991 году свернули программы разработки собственных мобильных комплексов.
В июле 1991 года Москва и Вашингтон подписали договор СНВ-1. А уже в сентябре тогдашний американский президент Джордж Буш-старший распорядился заморозить затратные программы по совершенствованию ядерного вооружения и инициировал прекращение финансирования мобильного варианта МБР, известного как Midgetman, и ряда других разработок. По словам эксперта, российская сторона настаивает на том, что нет необходимости более жестких ограничений на мобильные МБР по сравнению с другими мобильными средствами, "такими как баллистические ракеты подводных лодок".