У России нет планов военной помощи Сирии на случай вторжения, заверил МИД "Россия и не собирается предпринимать чего-то подобного", - заключил Лукашевич
ВСЕ ФОТО
 
 
 
У России нет планов военной помощи Сирии на случай вторжения, заверил МИД
Moscow-Live.ru
 
 
 
"Россия и не собирается предпринимать чего-то подобного", - заключил Лукашевич
Russia Today
 
 
 
На этом фоне Москва с одной стороны и Запад с его арабскими союзниками с другой продолжают пикировку. Россия обвиняет их в одностороннем подходе - они предъявляют требования только к режиму Асада, но не к вооруженным оппозиционерам
Reuters

Россия не будет оказывать военную поддержку Сирии в случае вооруженного вторжения на ее территорию. Это дали понять в пятницу в российском МИДе, разъясняя смысл сохраняющего силу советско-сирийского договора о дружбе и сотрудничестве, один из пунктов которого предусматривает в этом случае вовлеченность Москвы.

"Статья 6, которая имеется в виду, дословно звучит следующим образом: "в случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушения мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира", - процитировал в своем комментарии на сайте ведомства его официальный представитель Александр Лукашевич.

То есть, речь идет о запуске классического механизма консультаций, а не о военной помощи, пояснил он. Дипломат уточнил, что о ней нет ни слова во всех остальных пунктах документа. "Россия и не собирается предпринимать чего-то подобного", - заключил Лукашевич.

- На Западе поняли: у Москвы нет "особых отношений" с Асадом

Необходимость официального комментария со стороны МИДа возникла после публикации в журнале "Итоги" с рассуждениями о том, "почему Дамаск оказался для Москвы дороже, чем дружба со всеми мировыми столицами вместе взятыми". Отмечая, что "ответ следует искать в нашей недавней истории", автор материала, ссылаясь на дипломатов, пишет, что советско-сирийский договор 1980 года "до сих пор чуть ли не связывает нас по рукам и ногам".

Напомним, Россия, а вместе с ней и Китай в начале февраля заблокировали в Совете Безопасности ООН резолюцию против режима Башара Асада, проголосовали против не имеющей обязательной силы резолюции Генассамблеи ООН и отказались участвовать в тунисской конференции так называемых "Друзей Сирии".

Пикировка с Западом и "дипломатия" Путина

На этом фоне Москва с одной стороны и Запад с его арабскими союзниками с другой продолжают пикировку. Россия обвиняет их в одностороннем подходе - они предъявляют требования только к режиму Асада, но не к вооруженным оппозиционерам. Также она опасается повторения "ливийского сценария", о чем в том числе в последнее время говорит премьер и кандидат в президенты РФ Владимир Путин.

Последнее развернутое высказывание по сирийской проблематике прозвучало от Путина в четверг на встрече с главными редакторами ведущих иностранных изданий. "Мы не хотим, чтобы повторялось нечто подобное тому, что было в Ливии. Вы же видели картины этой средневековой расправы над Каддафи. Вы знаете, что потом происходило в городе Сирт, когда туда вошли повстанцы? Вы знаете, что там и женщины подвергались насилию, причем массовому насилию, и мужчин убивали, и детей? Вы писали об этом? Думаю, не много, если по-честному", - приводятся слова премьера в стенограмме на его сайте.

"Мы не хотим ничего подобного, мы хотим, чтобы в Сирии были достигнуты договоренности по примирению сторон, чтобы они нашли между собой консенсус, перестали друг друга убивать. Наша цель заключается в том, чтобы не помочь какой-то из сторон, не помочь властям Сирии и не помочь вооруженной оппозиции, а добиться общесирийского примирения", - сказал Путин.

"У нас никаких особых отношений с Сирией нет. У нас есть принципиальная позиция по тому, как должны разрешаться конфликты подобного рода, и мы там не собираемся выступать и не выступаем с какой-то стороны", - продолжил он. Впрочем, на настойчивые попытки редакторов уточнить отношение Путина к режиму Асада - может ли он и дальше оставаться у власти - премьер отвечал дипломатично.

Согласно стенограмме, происходило это так:
Вопрос: "Вы имеете в виду, что президент Асад останется президентом Сирии? При этом понимании?"
Ответ Путина: "В результате договоренности сторон. Они должны договориться о том, какие будут реформы, какие будут последствия этих реформ".
Вопрос: "Возвращаясь к Вашему предположению о политической ситуации, кажется ли Вам, что режим Башара Асада сможет пережить эту чрезвычайно непростую ситуацию? Кажется ли Вам, что у него вообще есть какие-то шансы на выживание?"
Ответ: "Я этого не знаю и не могу делать таких оценок. Совершенно очевидно, что это внутренние серьезные проблемы. Реформы, которые предложены, очевидно, нужно было давно проводить. Способно ли сирийское общество - как правительственные силы, так и оппозиция, договориться между собой, найти какой-то консенсус, приемлемый для всех, мне неизвестно, но я считаю, что это было бы самым правильным решением, потому что плохой мир всегда лучше, чем хорошая война, и первое, что мы должны сделать, - это добиться прекращения боевых действий и кровопролития".

На Западе поняли: у Москвы нет "особых отношений" с Асадом

Между тем лондонская The Times, излагая высказывания Путина по Сирии, прозвучавшие на этой встрече, сделала вывод: Россия продемонстрировала, что стала жестче относиться к этой стране.

Заявив, что решение о том, кто будет руководить Сирией, должны решать сами сирийцы, Путин, по мнению газеты, дал понять, что Москва имеет каких-то особых отношений с Асадом. Кроме того, Россия проголосовала за резолюцию СБ ООН, осуждающую решение сирийских властей не пускать в страну замгенсека ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос, пересказывает статью InoPressa.

Как передал 1 марта ИТАР-ТАСС, в документе выражается глубокое разочарование тем, что Дамаск своевременно не дал Амос разрешение на посещение страны, "несмотря на неоднократные просьбы и интенсивные дипломатические контакты с целью добиться согласия со стороны Сирии". Члены Совбеза призвали сирийские власти предоставить Амос "незамедлительный и беспрепятственный доступ".

Они выразили сожаление "быстро ухудшающейся гуманитарной ситуацией, особенно в связи с растущим числом пострадавших мирных жителей, отсутствием безопасного доступа к адекватной медицинской помощи и нехваткой продовольствия, особенно в районах, пострадавших от боевых действий и насилия, таких как Хомс, Хама, Дераа и Идлиб".

Совет Безопасности ООН призвал сирийские власти предоставить "незамедлительный, полный и беспрепятственный доступ сотрудникам гуманитарных организаций для оказания помощи всем нуждающимся в ней жителям в соответствии с международным правом", а также сотрудничать с ООН и с соответствующими гуманитарными организациями "с целью способствовать оказанию помощи и эвакуации раненых из пострадавших районов".