Ричард Циммерман Джордж Флойд
 
 
 
Ричард Циммерман
Фото: Euronews
 
 
 
Джордж Флойд
Фото: Lorie Shaull / Flickr

В США завершилась первая неделя судебного процесса по делу афроамериканца Джорджа Флойда, чья смерть после применения полицейским удушающего приема привела к массовым протестам в стране.

Бывшему офицеру полиции Дереку Шовену, который почти 9 минут прижимал шею Флойда коленом к земле, хотя тот говорил, что не может дышать и даже потерял сознание, предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, убийстве второй степени и убийстве третьей степени. Ему грозит до 40 лет лишения свободы.

В пятницу показания в суде дал глава отдела по расследованию убийств полиции Миннеаполиса Ричард Циммерман, имеющий самый большой стаж среди сотрудников городского полицейского управления. Он был одним из 14 ветеранов полиции, которые после трагедии в открытом письме осудили действия Шовена.

Отвечая на вопрос прокурора в суде о применении силы к лежащему на земле и закованному в наручники Флойду, Циммерман сказал, что, по его мнению, в этом не было "абсолютно никакой необходимости". "Во-первых, валить его на землю лицом вниз и пережимать коленом шею такое количество времени было совершенно излишним. Я не усмотрел причин, по которым офицеры могли чувствовать себя в опасности", - цитирует Циммермана Euronews.

Циммерман признал, что люди в наручниках все еще могут вести себя агрессивно и пытаться причинить вред офицерам, например, использовать ноги, но отметил, что обычно они представляют лишь незначительную угрозу.

"Как только на человека надели наручники, уровень угрозы полностью снижается", - сказал Циммерман. А удерживание человека в наручниках и в положении лежа на животе "ограничивает его дыхание". На вопрос прокурора, обучался ли он когда-либо в полиции прижимать подозреваемого коленом, Циммерман ответил отрицательно и добавил, что такой прием может убить.

Он уточнил, что офицеров, напротив, учат как можно скорее выводить людей в наручниках из положения лежа - переворачивать набок или усаживать. В то же время он отметил, что полицейских обучают в некоторых обстоятельствах прижимать человеку плечо коленом, надевая на него наручники.

Защитник Шовена Эрик Нельсон пытался показать, что работа полиции значительно изменилась с тех пор, как Циммерман прошел обучение. Также он пытался привлечь внимание к ограниченному опыту ветерана полиции в применении силы, так как тот служил следователем, а не патрульным, как Шовен, передает CNN.

В первую неделю судебного процесса показания также дал бывший сотрудник магазина Cup Foods Кристофер Мартин, менеджер которого вызвал полицию из-за подозрений, что Флойд пытался расплатиться фальшивой купюрой.

По словам Мартина, он сожалеет, что сказал менеджеру о фальшивой двадцатке и предположил, что Флойд мог не знать, что она поддельная. По описанию Мартина, Флойд был дружелюбен, но у продавца сложилось впечатление, что тот находился под наркотическим опьянением. Подруга погибшего афроамериканца Кортни Росс рассказала присяжным, что они оба боролись с опиоидной зависимостью. По ее мнению, Флойд начал снова употреблять в мае 2020 года, то есть незадолго до гибели.

Прокуратура во вступительных заявлениях признала, что Флойд был зависим от опиоидов, но утверждает, что это не имеет отношения к его смерти. Адвокат Шовена настаивает, что истинной причиной смерти Флойда было употребление наркотиков и проблемы со здоровьем.

Также в суде выступил бывший начальник Шовена, сержант Дэвид Плогер. Он сказал, что в определенных обстоятельствах полицейские могут применять силу к задержанным, но должны прекратить это, как только задержанный оказывается под контролем сотрудников. После просмотра записей с наргрудной камеры Шовена Плогер заявил, что полицейский должен был раньше прекратить применение силы к Флойду. Он также подтвердил, что обездвиженного человека следует положить на бок, чтобы облегчить ему дыхание.

Суд продлится еще три недели. Как ожидается, присяжные вынесут вердикт в конце апреля - начале мая. По словам пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, президент США Джо Байден внимательно наблюдает за процессом.