В последние годы появилась новая тенденция - создание персонализированной парфюмерии - духов, которые стоят столько же, сколько круиз по Нилу или автомобиль. Их готовят вручную, как пиджак или ювелирное изделие.
Появление "парфюмерии на заказ" обусловлено многими причинами. Число клиентов, которые могут себе позволить такую продукцию, ограничено. А духи, некогда бывшие священными и всегда считавшиеся элитарными, стали более демократичными.
Как пишет La Repubblica, каждый день в Италии продается 100 тысяч флаконов, каждый год появляется до 500 новых ароматов, на смену которым очень быстро приходят другие. По данным исследования, проведенного AC Nielsen, в котором приняли участие 17 тысяч человек из шести европейских стран, лишь незначительное меньшинство женщин (около 10%) продолжают воспринимать духи как исключительный подарок: другие предпочитают украшения, день в салоне красоты, ужин в элегантном ресторане. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Это одна из причин, по которой крупные предприятия с давней историей пытаются восстановить былой шик. Вот почему в последние годы были запущены в производство эксклюзивные духи. Lancome, Hermes и Armani выпустили ограниченные серии, продававшиеся лишь в некоторых бутиках (в Париже и Милане). Это великолепные духи, разработанные великими "носами" ведущих модных домов Европы при помощи палитры важнейших исходных материалов.
В магазине на Елисейских полях Guerlain продает духи из своего исторического архива, Vega 1902 года, l´Heur Bleu 1912-го; Hermes продает Hermessences, пять ароматов, созданных Жан-Клодом Эллена; Armani создал коллекцию древесных запахов и амбры, а Тьерри Маглер, автор Angel, главного бестселлера последних лет, предлагает покупателям небольшие наборы для детей и взрослых: чтобы они научились отличать цветы от листьев.
Счет за работу "носа" дома Cartier может составить до 60 тысяч евро
Матильда Лорен - "нос" дома Cartier. Ее называют "службой духов по индивидуальным меркам". Матильда держит пальцами полоску белой бумаги. Она только что опустила ее во флакон с ее любимым ароматом: пачули, экстракт из листьев кустарника, использующийся очень часто в качестве основы для духов с восточным ароматом или унисекс.
В капле пачули свыше сотни молекул, сотни запахов: нетренированный нос ничего не почувствует. Нюхая бумажную полоску с пачули, Матильда обнаруживает многое: "Я чувствую запах овощей, картофеля, чувствую воду, влажную землю, насыщенный зеленый цвет. Ощущаю также холод, пепел, табак, морковь".
Каждый запах связан с воспоминанием или же с предметом, цветом, утверждает специалист. В ходе многочисленных встреч с клиентами Матильда использует слова, она позволяет тем, кто пришел, заказывать духи по собственным меркам, рассказывать обо всей своей жизни при помощи запахов. Запах любимого торта, запах дома, где человек вырос, запах духов, которыми пользовалась мама, воспоминания о лете, путешествиях.
По завершении этого путешествия, которое может длиться месяцами, Cartier предлагает клиенту полтора литра духов, две хрустальные бутылки Baccarat с пробкой на золотой нитке, шикарную кожаную шкатулку и счет: 60 тысяч евро.
Если "нос" Cartier работает со словами, то у Guerlain есть деревянная коробочка, внутри которой кусочки тканей, которые можно погладить, перышки, шарики. Здесь для определения своего запаха используется осязание: на что похож запах? Какой он - теплый, холодный, острый, слабый? Над обонятельной темой, которую выбрал клиент, "нос" работает, как над музыкальной композицией: кто-то любит рок и цветы, а кому-то нравится причудливая музыка и деревья.
Patou и Guerlain производят не менее дорогую продукцию. Но можно заплатить и меньшую сумму: в Париже целая когорта креативных носов предлагает аналогичную услугу меньше чем за 3000 евро. А в Италии флорентинец Лоренцо Виллорези примет вас, и цена составит тысячу евро.