В Сирии начала воевать новая российская ЧВК. О существовании "Патриота" рассказали телеканалу "Дождь" несколько информированных источников, в том числе офицер Минобороны и представители ветеранских организаций
В Сирии обе ЧВК действуют вместе. Но если вагнеровцы, как правило, воюют на передовой, то бойцы "Патриота" занимаются "охраной первых лиц"
 
 
 
В Сирии начала воевать новая российская ЧВК. О существовании "Патриота" рассказали телеканалу "Дождь" несколько информированных источников, в том числе офицер Минобороны и представители ветеранских организаций
Global Look Press
 
 
 
В Сирии обе ЧВК действуют вместе. Но если вагнеровцы, как правило, воюют на передовой, то бойцы "Патриота" занимаются "охраной первых лиц"
Global Look Press

На территории Сирии в боевых действиях принимает участие российская частная военная компания (ЧВК), о которой раньше ничего не было известно. Новая ЧВК "Патриот", предположительно, связана с министерством обороны.

О существовании "Патриота" рассказали телеканалу "Дождь" несколько информированных источников, в том числе офицер Минобороны и представители ветеранских организаций. Эта военная компания упоминается наряду с ЧВК Вагнера в обращении к властям, которое подписали генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов, глава международной общественной организации "Честь и Родина" Владимир Петров и председатель комитета "Общероссийского офицерского собрания" Евгений Шабаев. Все трое подтвердили "Дождю", что знают о существовании ЧВК "Патриот".

В заявлении содержится требование определить правовой статус россиян, которые прошли боевые действия в составе ЧВК. Его планируется направить в Генпрокуратуру, Верховный суд и президенту РФ. В "Общероссийское офицерское собрание" уже три года поступают жалобы от раненных в боях в Сирии, которые не получают "социальную, реабилитационную и экономическую поддержку" от государства из-за отсутствия правового статуса у сотрудников ЧВК.

Источники в ветеранских структурах связывают новую ЧВК с министерством обороны. В "Патриоте" в основном состоят кадровые российские военнослужащие, говорит Шабаев. Это и действующие специалисты Главного управления Генштаба, и военные юристы, и бойцы Сил специальных операций, уточняет генерал-полковник Ивашов.

Бойцам "Патриота" платят больше, чем "вагнеровцам". По словам Шабаева, в зависимости от специализации зарплаты могут составлять от 400 тысяч рублей до миллиона рублей. Контракты обычно заключаются на один-два месяца.

В ветеранских кругах говорят, что ЧВК Вагнера и "Патриот" боролись за получение контракта на охрану золотодобытчиков в Центральноафриканской Республике. В итоге эта работа досталась вагнеровцам.

В Сирии обе ЧВК действуют вместе. Но если вагнеровцы, как правило, воюют на передовой, то бойцы "Патриота" занимаются "охраной первых лиц".

По словам Шабаева, в последнее время появились и другие ЧВК, действующие в Ливии, Йемене, Судане, Брунее. "Сейчас идет целый комплекс консультаций по африканским странам", - добавил он.

Одна из ЧВК, пока не имеющая названия, охраняет строительство российской базы в Бурунди, рассказал собеседник в Минобороны. Двести специалистов - охрана, геологи, инженеры, строители координируют свои действия с МИД, Военно-космическими силами (ВКС) и ФСБ. О существовании российского охранного проекта в Бурунди также упоминал глава украинской ЧВК Omega Consulting Group Андрей Кебкало.

"Нет ничего удивительного, что военные хотели бы выделиться, создать какие-то компании и начать зарабатывать на том, к чему они привыкли, - говорит эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. - Но размножение таких групп создает правовой хаос". Официально ЧВК не существует, а подобные компании получают статус обычных ЧОПов.

Добавим, наибольшую известность в последние годы получила ЧВК Вагнера. Этим формально частным подразделением военных наемников руководит подполковник запаса Дмитрий Уткин, известный под позывным Вагнер. По данным СМИ, с весны 2014 года ЧВК занималась операциями на территории Крыма и Луганской области, после чего ее бойцы отправились на выполнение задач в Сирию. Власти России категорически отрицают участие российских военных в конфликте в Донбассе.

Напомним, бойцов ЧВК ждет на родине не только "забвение", отсутствие прав, льгот и привилегий, но и уголовное наказание. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет, (ст. 359 УК РФ). Самому наемнику за участие в военных действиях светит до семи лет тюрьмы.

Однако к ответственности по этой статье "вагнеровцы" не привлекались.