То, что Китай и Россия вкладывают миллиарды в англоязычные телеканалы, призванные распространять их официальную точку зрения, может выглядеть зловеще, но их телепропаганда может оказаться даже полезна Возможно, она уравновесит предвзятый взгляд Запада, пишет корреспондент канадской газеты The Globe and Mail Марк Маккиннон
ВСЕ ФОТО
 
 
 
То, что Китай и Россия вкладывают миллиарды в англоязычные телеканалы, призванные распространять их официальную точку зрения, может выглядеть зловеще, но их телепропаганда может оказаться даже полезна
vator.tv
 
 
 
Возможно, она уравновесит предвзятый взгляд Запада, пишет корреспондент канадской газеты The Globe and Mail Марк Маккиннон
Russia Blog
 
 
 
По мнению газеты, Пекин, Тегеран и Москва убеждены, что основные международные СМИ не хотят или не могут взглянуть на мир под иным ракурсом, кроме западного
Russia Blog

То, что Китай и Россия вкладывают миллиарды в англоязычные телеканалы, призванные распространять их официальную точку зрения, может выглядеть зловеще, но их телепропаганда может оказаться даже полезна. Возможно, она уравновесит предвзятый взгляд Запада, пишет корреспондент канадской газеты The Globe and Mail Марк Маккиннон.

"Идея, что Соединенные Штаты опаснее, чем Иран, нечасто звучит на западных каналах типа CBC, CNN или BBC World", - приводит его слова InoPressa.ru. Так обозреватель комментирует один из рекламных баннеров российского англоязычного канала Russia Today (RT), который недавно стал транслироваться в Канаде. Напомним, что эта пропагандистская кампания в январе вызвала в западном обществе острую дискуссию.

"Эта лощеная, современная служба новостей намеренно выглядит и звучит во многом как CNN. Но телекомпания со штаб-квартирой в Атланте тревожится о том, как сохранить высокий уровень журналистики и понравиться зрителям и рекламодателям, а у начальства редакции RT только один повелитель - Кремль", - говорится в статье.

По мнению издания, в мире наблюдается возвращение пропаганды: "кремлевский канал конкурирует за место в кабельных и спутниковых пакетах со столь же солидными англоязычными телеканалами Al-Jazeera (его владелец - эмир Катара) и France 24 (созданным экс-президентом Жаком Шираком с откровенной целью сделать так, чтобы точка зрения Франции попадала на первые полосы газет)". Вскоре начнет работу и China Xinhua News Network Corporation (CNC) - "часть программы Пекина по улучшению его зачастую неблагоприятного имиджа за границей. Бюджет программы - 6,6 млрд долларов США", отмечает газета.

Все три пропагандистские телекомпании - Russua Today, Al Jazeera и France 24 - получили разрешение на вещание от Канадской комиссии по телевидению, радиовещанию и телекоммуникациям. RT News ретранслируется кабельными сетями Bell, Rogers и Shaw, и его могут смотреть около трех миллионов домохозяйств. Al-Jazeera English войдет в набор, предлагаемый кабельными сетями, в течение этого года. Иранская телекомпания Press TV еще не получила одобрения комиссии, но доступна к просмотру во многих ближневосточных странах, а в Канаде - через нелегальные спутниковые тарелки и некоторые веб-сайты.

Российский политический комментатор Андрей Пионтковский уподобил RT брежневскому телевидению 30-летней давности. Но другого мнения придерживается Слава Левин, президент компании Ethnic Channels Group, которая организовала вещание в Канаде российского и арабского англоязычных телеканалов. По его словам, в Канаде, особенно среди иммигрантов, востребованы такого рода телепрограммы. Бизнесмену не кажется, что эти каналы выглядят как правительственные. Они не отличаются от CNN, Fox, CBC или BBC, считает он. Просто CNN - это голос Америки, а RT - голос России, только и всего, говорит посредник.

Новые пропагандисты стараются, чтобы их продукцию было трудно отличить от обычных новостных каналов, считает автор. Однако, на его взгляд, новые пропагандисты выделяются скорее своей точкой зрения, чем уровнем репортажей. Если CNN освещал высадку более 10 тыс. американских солдат в Гаити как обычную спасательную операцию, то "RT News и иранский государственный канал Press TV, напротив, постоянно задавались вопросом, не преследуют ли американские военные в Гаити каких-то иных целей", - сказано в статье.

Государственные телеканалы имеют большое влияние на рынках, которыми дорожат их владельцы: так, для западных журналистов и дипломатов англоязычный вариант Al-Jazeera является важным источником информации о Ближнем Востоке. "RT News - зачастую единственный англоязычный канал, доступный приезжему журналисту, бизнесмену или политику в некоторых захолустных уголках Восточной Европы и бывшего СССР", - пишет газета. По данным некого опроса, англоязычные зрители в России теперь смотрят RT News больше, чем BBC, CNN или Bloomberg. "Однако степень его влияния замерить труднее", - добавляет автор.

По мнению газеты, Пекин, Тегеран и Москва убеждены, что основные международные СМИ не хотят или не могут взглянуть на мир под иным ракурсом, кроме западного. Осознав роль CNN для распространения аргументов США в пользу вторжения в Ирак, Путин, Ширак и Ху Цзиньтао решили обзавестись своими инструментами "мягкой силы", пишет автор.

"Англоязычная редакция Al-Jazeera завоевала уважение тем, что предоставляет своим корреспондентам большую независимость", - отмечает издание. На взгляд автора, RT News, Press TV и Xinhua имеют больше общего с "Голосом Америки" и "Радио Свобода" - "финансируемыми Госдепартаментом орудиями убеждения, которые выдают новости и мнения экспертов, не враждебные Вашингтону".

Десятилетиями Москва, Тегеран и Пекин чувствовали себя оклеветанными западными СМИ, и отчаялись достучаться до обывателя через их фильтры. "Мир видит ситуацию в Китае преимущественно глазами западных СМИ", - замечает медиааналитик Мин Аньсян из Академии общественных наук Китая, утверждающий, что CNN, BBC World и некоторые другие каналы сознательно искажали информацию о беспорядках в Тибете. Некоторые каналы показали кадры разгона демонстрации в Катманду, столице соседнего Непала, уверяя, что это китайские полицейские избивают тибетцев, сообщил Мин.

Главный пропагандист Коммунистической партии Китая Ли Чаньчунь в прошлом году заявил: "У какой страны сильнее информационное вещание, у той страны культура и основные ценности будут распространяться дальше и шире - и такая страна становится наиболее могущественной в своем влиянии на мир".