Главный редактор журнала Foreign Policy Сьюзен Глассер Египет, июль 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Главный редактор журнала Foreign Policy Сьюзен Глассер
New America Foundation / Flickr
 
 
 
Египет, июль 2011 года
Global Look Press
 
 
 
Борис Ельцин и Владимир Путин,
Архив NEWSru.com

Американский журнал Foreign Policy сравнивает "арабскую весну" на Ближнем Востоке и странах Северной Африки с распадом Советского Союза, пытаясь прогнозировать, к чему приведут нынешние революции. Как считает главный редактор журнала Сьюзен Глассер, не стоит обольщаться, что после них сразу установится демократический режим, ведь в России через 10 лет после подобной революции к власти пришел бывший агент КГБ, нынешний премьер Владимир Путин.

"Пока Ближний Восток пытался осмыслить тот факт, что его могущественные правители стремительно потерпели крах, Путин был занят мыслями о возвращении на президентский пост, позировал с полуодетыми девушками и ругал США за паразитирование на мировой экономике", - пишет автор, называя выражения премьера "строчкой из советского сценария".

Революции не всегда приводят к тому, с чего они начинались. "20 лет назад в СССР была своя "арабская весна": молодость, демократия, оптимистические надежды на будущее, свободное от центрального планирования и мертвой руки авторитарного государства, помешанного на безопасности", - цитирует автора статьи InoPressa.

А теперь Россией правит бывший шпион, пишет FP. Путин назвал распад СССР величайшей геополитической катастрофой XX века. По мнению автора, эту фразу уместно вспомнить сегодня на фоне ближневосточных революций и в контексте России, "сохранившей не соответствующую ее величине геополитическую важность в мире, где ее колоссальные запасы нефти и газа, стратегическое местоположение, ядерные ракеты и членство в Совбезе ООН слишком весомы, чтобы их игнорировать".

Что касается бывших республик СССР, то все они, кроме стран Балтии, в рейтинге Freedom House не поднялись выше статуса "частично свободные". Выборы в этих странах - фикция, экономика либо почти полностью сырьевая, либо пребывает в катастрофическом состоянии.

На Западе и в России по-разному оценивают распад СССР. Если Запад воспринимает это как шаг в сторону свободы и демократии, то для россиян показательно мнение одного из ближайших советников Бориса Ельцина Геннадия Бурбулиса. Недавно он написал в статье для Foreign Policy, что "путч был политическим Чернобылем для советской тоталитарной империи - разметал радиоактивные обломки советской системы по всей стране","погубил перспективы демократической России до того, как она вообще появилась".

По мнению эксперта Леона Арона, российская революция произошла тогда на самом деле не из-за Рейгана, обвала цен на нефть и поражения в Афганистане, а была спровоцирована нравственными соображениями. В таких условиях, когда в стране нет собственной традиции народного самоуправления, демократия не может сразу окрепнуть, поэтому, по мнению эксперта, путинизм оказался так популярен.

Отдать старого диктатора под суд намного проще, чем предотвратить появление условий для формирования нового, предупреждает FP арабских активистов. Между тем сегодня в Египте, в частности, где судят бывшего президента Хосни Мубарака, налицо нервозное противостояние между студентами-революционерами и временным правительством генералов, экономика лежит в руинах, существует межрелигиозная напряженность.

Что до России, то Леон Арон недавно оценил ее перспективы оптимистично. Франции потребовалось 50 лет для возврата к демократическим идеалам революции 1789 года, тогда как в России прошло всего 20 лет, напомнил он.